Optimization.com.ua - всё о поисковой оптимизации и юзабилити

Антон Волнухин: Facebook очень закрыт, и когда мы сможем искать по его постам, неизвестно

Интервьюер: Андрей Чеботарев, Ноябрь 7, 2012

Версия для печати

Антон Волнухин

Антон Волнухин

Антон Волнухин, менеджер Поиска по блогам Яндекс. Это именно он бессменный «ведущий» главного аккаунта Яндекса в твиттере. Антон работает на этой должности со дня основания Поиска по блогам. Соавтор первого исследования кириллической блогосферы, вышедшего ещё в 2006-м году. Последние пять лет ежегодно рассказывал о состоянии украинской блого- и социоферы по данным Яндекса. В своем интервью он рассказал о том, что уже сделано, почему и как украинская блогосфера отличается от российской и куда все это движется и Поиск по блогам Яндекс в частности.

Приветствую. Во-первых, хотелось бы сказать вам огромное спасибо за доклад на SMM.ua. Первые вопросы, как раз по докладу. Вы представили достаточно интересно исследование. Хотелось бы больше узнать о его методике. 

Яндекс сотрудничает со многими крупными социальными сетями – например, Твиттером, Одноклассниками, ВКонтакте. Благодаря этому у нас есть возможность оперативно получать открытые данные из профилей их пользователей. Поэтому мы можем отслеживать количество зарегистрированных пользователей тех или иных соцсетей из конкретного региона, часто – оценивать их возраст, пол, активность и многие другие показатели, например, язык написания постов и их среднюю длину. Точный набор доступных нам данных зависит от конкретной соцсети, но в целом нам несложно вывести общую картинку присутствия украинских пользователей интернета в соцмедиа.

Один из тезисов доклада заключается в том, что в социальных сетях зарегистрировано 30 млн украинских аккаунтов. Компании, которые в Украине занимаются различными метриками заявляют о проникновении на уровень 14-16 млн пользователей. Получается, что каждый украинец зарегистрирован в двух социальных сетях?

Это не совсем так. Есть немало пользователей, которые зарегистрированы практически во всех социальных сетях, а некоторые из них – по несколько раз в каждой сети. Но есть и небольшое количество пользователей, которые присутствуют только в одной соцсети.

Можно ли с помощью вашего исследования померять пересечение аудитории разных социальных сетей? И если да — то каковы эти пересечения?

Насколько я понимаю, речь идет не об аудитории, а о зарегистрированных пользователях социальных сетей (аудитория – это те, кто посещают соцсеть, необязательно владельцы логинов). Сейчас надежного способа измерить такое пересечение нет. Но мы работаем в этом направлении. Например, у нас есть сервис Поиск людей в социальных сетях (http://people.yandex.ua), который позволяет найти профили пользователей в соцмедиа. При этом, если человек явно указал в своих профилях ссылки на профили в других сетях, мы «склеим» найденные результаты.

Как часто вы собираетесь проводить такие исследования?

Хорошей традицией для нас стало проводить ежегодный анализ украинской блогосферы (вот отчет за осень 2011 года: http://clubs.ya.ru/yandex-ua/replies.xml?item_no=1651). Теперь можно подумать и про регулярное исследование соцсетей.

Объясните пожалуйста феномен ЖЖ в Рунете. Если у этого феномена есть объяснения. Почему в Украине ЖЖ так не «взлетел»?

Лично мне кажется, что для любой социальной сети очень важно, кто именно первым пришел в нее, с какого сообщества она начиналась. Именно эти люди определяют во многом то, как в этой сети будет принято себя вести, ее социальный статус, а также зачем туда будут приходить другие люди.

И в этом смысле ЖЖ в России в чем-то повезло: первыми в нее пришли уже популярные медийные пользователи, которые быстро сформировали там «тусовку» с определенным стилем общения. Фактически, ЖЖ на заметное время собрал в себе всю медиасферу.

Во всех остальных странах  такую роль сейчас, скорее, выполняет Твиттер.

В Украине же такой «тусовки» в ЖЖ не оказалось. Сложится ли она в Твиттере или другой соцсети, покажет время.

Расскажите пожалуйста о прошлом и будущем платформы Яндекс.Блоги. Что ее ждет?

Мы не очень-то любим говорить о своих планах – лучше пусть о нас судят по запускам. Но в целом, мы стремимся к тому, чтобы благодаря Поиску по блогам пользователь получал быстрый и актуальный ответ из блогов и соцсетей прямо в основном поиске Яндекса. Не так давно мы начали работать над программой ПСИ (поиск в социальном интернете —  http://clubs.ya.ru/company/replies.xml?item_no=4про3850), в рамках которой хотим улучшить качество поиска, используя контент существующих социальных сетей.

В частности интересует вопрос рейтинга блогов, который несколько дескредитировал себя и вы практически перестали им заниматься.

Как я уже сказал, сейчас основной акцент мы делаем не на развитии рейтинга блогов, а на том, чтобы блог был качественно представлен в общем поиске Яндекса.

Расскажите — для поиска по блогам используется отдельный «движок» или это просто частная версия «движка» Яндекса?

Технически мы используем тот же алгоритм, что и основной поиск Яндекса, немного адаптированный под нужды поиска по коротким сообщениям (с которыми и приходится работать Поиску по блогам).

Когда можно будет искать через поиск по блогам контент созданный в ФБ?

Для того, чтобы у нас была возможность обрабатывать данные той или иной сети, нужно договориться с самой сетью о получении от нее публичного контента. В случае с Фейсбуком пока что договоренности нет. Зато Твиттер в феврале начал предоставлять нам полный доступ к своим данным (см. http://company.yandex.ru/press_releases/2012/0221_ua/index.xml), и теперь Яндекс находит твиты практически сразу после их появления.

Есть ли вообще шанс, что такое время настанет? В чем причины задержки? 

Мы стремимся к тому, чтобы договориться со всеми крупными социальными сетями. К сожалению, сказать точно, когда у пользователей Яндекса появится возможность искать по сообщениям в Фейсбуке, сложно.

Расскажите пожалуйста вообще ваше видение — как разделить новостной контент и блоговый? Сейчас когда создаешь новый контент сайт он автоматически попадает в поиск по блогам и в рейтинг. Более того если не привлекать внимание Яндекса :) то можно участвовать и в Яндекс.Новостях не выпадая из Яндекс.Блогов. Как будет развиваться эта связка?

Конечно, грань, разделяющая блоги и новостные сайты, часто бывает очень тонкой. Но лично мне кажется, что важно сохранять это разделение хотя бы в голове – и авторам ресурсов, и их читателям. Поиск по блогам и соцсетям имеет ценность ровно до того момента, пока в нем — мнения «обычных людей», а не новостные сайты.

Думаю, что в некоторой не очень отдаленной перспективе жанры того, что сейчас называется новостями или блогами, разделятся на более узкие группы, например: живая текстовая трансляция, впечатления очевидцев, аналитика, обзор и т.п. Возможно, у новостей появится некая маркировка о том, что данный материал – мнение конкретного человека.

Как по вашему — нужно ли оптимизировать блог, чтобы Яндекс любил его больше.

Я считаю, что в первую очередь оптимизировать блог нужно не для Яндекса, а для самих читателей. Конечно, важно, чтобы блог индексировался всеми популярными поисковиками – это сделает его доступнее для людей, которые заходят в него из поисковых систем. Для этого есть специальные стандарты, например, инструкция по оптимизации RSS-потоков блога (http://api.yandex.ru/blogs/doc/indexation/concepts/why-index-rss.xml).

Автор публикации: Андрей Чеботарев

Со-редактор портала Optimization.com.ua. Пресс-секретарь компании Promodo. Опыт работы в журналистике более 5 лет.

Обновления на E-mail или RSS

Понравилось интервью и хотите получать новые?

 

Проверьте также папку "Спам" для активации ссылки

Подписавшись на обновления, вы получите:
1. Эксклюзивные статьи об интернет-маркетинге, продвижении сайтов и юзабилити
2. Интервью с экспертами отрасли
Гарантируем анонимность e-mail адреса

  • Miroslav

    Давно интересует вопрос — как можно добавить блог ЖЖ в рейтинг блогов Яндекса

    • http://www.facebook.com/a.chebotareov Andrey Chebotarev

      Насколько я знаю о добавляется автоматически. Но если этого не случилось, думаю специальная форма http://blogs.yandex.ru/add-catalogue.xml вам поможет :)