Optimization.com.ua - всё о поисковой оптимизации и юзабилити

Антон Воронюк о социальном SEO и применении соцсетей для бизнеса

Интервьюер: Сергей Кокшаров, Март 26, 2012

Версия для печати

Антон Воронюк за рабочим местом

А. Воронюк за рабочим местом

Антон Воронюк является техническим директором компании Web Promo, курирует работу технического отдела, выступает на профильных конференциях и семинарах по интернет-маркетингу. Мы увидели Антона в программе iForum, который будет проходить в Киеве 17 апреля, и решили раскрыть его тему подробней.

Антон, о чём будешь рассказывать на iForum?

На iForum хочу рассказать о том, как поменялось SEO за последние несколько лет, насколько активно на данный момент работают и внедряются в поиск социальные сети.

Как изначально начал влиять Twitter и Facebook? Мы все замечали, что в Google сначала появлялись картинки — данный сайт был твитнут или лайкнут тем-то, сейчас мы уже видим результаты Google+. Это не значит, что твиты и лайки перестали действовать на ранжирование. В блоге Devaka.ru ты прекрасно показал экспериментом то, как социальные сети могут ускорять индексацию сайта. Но в то же время, мы понимаем, что это еще и надежные факторы для поисковых систем, которые объясняют, насколько данный контент релевантный, актуальный для пользователя. Также необходимо понимать, что это потребует определенных новых подготовок и квалификации со стороны оптимизаторов.

Будет затронут вопрос оценки качества социальных профилей. Ботнет в Рунете всегда был довольно мощным «инструментом продвижения», если это можно так назвать. Например, как только в Яндексе были внедрены поведенческие факторы, сразу появились биржи, которые предлагают услуги по их накрутке. Твиты, лайки и «+1» уже можно давно купить через Twite, Blogun и другие биржи. По этой причине так актуален вопрос качества аккаунтов социальных сетей. Появляется необходимость задействования таких сервисов, как Klout, которые помогут определить, насколько аккаунт является живым, действительным и авторитетным. На западе бытует мнение, что Klout Score, кроме охвата, ещё определяет ценность социального действия для оптимизатора. Насколько важно получить голос или твит с этого аккаунта Twitter или лайк с Facebook.

В то же время, хотелось бы отдельно акцентироваться на последних нововведениях Google+. Первая задача, которую Google должен решить, это проблема первоисточника контента. На данный момент он пытается побороть её с помощью корпоративных профайлов Google+ и привязки авторства через rel=author и rel=me. Кроме этого представления сайта в поисковой выдаче, по брендовым запросам мы видим общий сниппет, 6-8 расширений сниппета и выскакивает ссылка на профиль Google+. Активно он начинает появляться и в контекстной рекламе… Об этих новых введениях со стороны Google и некоторых новинках от Яндекса я и хочу рассказать на iForum.

Это больше применимо для западных проектов или для Украины тоже?

Западные проекты, в первую очередь, определяются количественными показателями. Если мы говорим про аудиторию в фейсбуке в США и Украине, они по порядку не сравнимы. Соответственно, количество лайков, которые могут получить пользователи в США и в Украине значительно отличаются. Мы видим это по проектам (при использовании программного обеспечения SeoMoz, там есть дополнительная вкладка — анализ социальных факторов по конкурентам), в некоторых нишах, без определенной критической массы лайков, твитов, при учете их соответствующего качества, в топ этой ниши уже не пробраться. Но опять же, это мы говорим про США. Новинки ранжирования в Украине идут всегда с легкой задержкой, иногда это день, иногда пол года, иногда это год. В любом случае, мы должны быть к этому готовы, мы уже видим «+1» в выдаче и есть определенные проекты, на которых мы тестировали работу по социальным сетям, которую интегрируем в SMM и они показывают более качественные результаты, более эффективное продвижение и быстрые сроки, чем их коллеги, которые этим не занимаются.

Год назад на iForum выступал представитель Google-Украина, Дмитрий Шоломко, в кулуарах его спросили, действительно ли «+1» будет влиять на поиск? Он долго отвиливал, но в итоге сказал, что будут учитывать как один из сигналов :)

Этим человеком, который задавал вопрос, был я :) они как раз в то время анонсировали «+1» и вопрос был интересен многим.

Наблюдая дискуссии в сети, многие оптимизаторы понимают социальный тренд и что это классно, но не видели ярких примеров, что какие-то лайки могут существенно что-то улучшить. Были ли у тебя наблюдения по своим проектам или из проектов коллег, где лайки или плюсы влияли на поиск?

Мы проводили эксперименты по «+1» на ускорение индексации. Странички блога, который не так быстро индексируется, попадали в индекс в течение 45-60 минут. Если мы ставим десяток «+1» сразу после публикации, то страница попадает в индекс буквально через 5-10 минут. Поэтому, с точки зрения ускорения индексации, сомнений о том, что оно влияет никаких нет.

С точки зрения передачи веса, тут надо больше затронуть вопрос поведенческих факторов в Google. Под поведенческими мы подразумеваем CTR (кликабельность в результатах поиска), уровень доверия пользователей: зашли и сразу же вышли или провели определенное время на сайте и совершили какие-то действия? Социальные рекомендации в выдаче больше будут отнесены к поведенческим факторам, будут позволять пользователю принимать решение о покупке. Если я захожу на западный блог и вижу, что ты его уже читал и лайкнул, то я с большей вероятностью перейду на эту статью и посмотрю. Аналогичное происходит если мы идем на коммерческое русло и рассматриваем интернет-магазины. Там я вижу то, что какой-то товар уже получил твоё одобрение, тогда я с большей вероятностью закажу его без дополнительного исследования, дополнительного рассмотрения форумов, рекомендаций, не буду обращаться к друзьям и так далее…

Возьмем, например, сайт не совсем качественный или совсем некачественный, которому накрутили социальные сигналы. Будут ли они учитываться?

Тут и показатель отказов увеличится. Мы видим прекрасно, что поисковые системы стремятся к улучшению качества площадок в целом.

Антон на Optimization

Антон на Optimization

Тренд «социальное seo», по всей видимости, существует не потому, что можно накручивать эти сигналы, но можно оптимизировать конверсию, верно?

Можно увеличить конверсию, можно увеличить CTR, можно увеличить объем привлекаемого трафика. Соответственно, если мы говорим о Google+, та иконка авторства не зря связана с панелью для вебмастеров. Можно смотреть, насколько это увеличивает CTR, насколько «+1» повлияло на CTR, как много кликают с «+1» и без «+1».

Находясь в топ1 мы можем привлекать трафик, отличающийся порядками. Тут мы говорим и про социальные рекомендации, и про расширения сниппетов, которые завязаны с соц рекомендациями. Также, по общим категориям, в Google.com выскакивает отдельный блок из социальной сети Google+, где можно получить ответ из авторитетных источников. Если мы задаем вопрос «SEO», там будет Rand Fishkin и Danny Sullivan, те кто действительно знает и разбирается в SEO на западе. Если мы спросим про веб-аналитику, появится Авинаш Кошик, который тоже считается гуру в своей отрасли. В этом смысле параметры ранжирования в группе ссылок на Google+ работают весьма качественно.

Скриншот результатов поиска по запросу SEO

Скриншот результатов поиска по запросу SEO

Если разделить разные социальные сигналы, плюсы, твиты, лайки, возможно ещё что-то… Какие из них наиболее важные? Можно ли их отранжировать по степени важности?

Любой эксперимент должен быть полным — достаточно крупная выборка, достаточное количество проведенных исследований. Мы проводили маленькие исследования, но я не считаю их достаточно полными. Если мы берем исследования западных компаний, например SeoMoz, то там ситуация такая: на первом месте стоит Facebook shares, потом распространение контента через Google+ и «+1», после этого лайки в Facebook, затем твиты и дальше по уменьшающей. Как и любое исследование это требует соответствующей выборки и подтверждения.

В будущем эта картина будет меняться, Google будет перетягивать одеяло на свою социальную сеть. Если до этого у него были неудачные проекты, типа Google Wave, то сейчас он интегрирует соцсеть с разными сервисами (аналитика, вебмастерс, поиск), гугл просто так не отпустит Google+, будет до последнего за уши тянуть. Западные эксперты, которые приезжали на украинский Optimization, дружно сошлись во мнении, что Google будет до последнего за уши тянуть эту социалку.

Но не всем же подходят лайки? В компаниях, где продают швеллеры, кто там будет лайкать? Здесь должна быть какая-то грань. Для какого бизнеса это подходит?

Если мы говорим про социальные сети, то они, в первую очередь, направлены на построение бренда. Если рассматривать бизнес на западе, то это социально-открытая компания. Она направлена на пользователя, на диалог с ним. Если швеллеры или шурупы не готовы вести диалог в онлайне, то они выпадают из этого списка. С другой стороны, у каждого бизнеса имеется своя целевая аудитория, пусть разных размеров. Если это модная одежда, новости и так далее, это будет один кусок пирога, если это шурупы, болты или что-то похожее, то это другой, маленький кусок пирога.

При грамотном построении общения, выделении продукта, который еще не был представлен в соцсетях, они могут получить достаточно большой выигрыш в этом направлении. Да, это могут быть 5-10 человек, но это будет их целевая аудитория, которая будет регулярно обращаться за запчастями. Своеобразный автоклуб по интересам, к примеру, в котором будет обсуждаться «где лучше взять», «как лучше взять» и так далее.

Пока не все компании готовы выделять дополнительные ресурсы. Какой-то человек должен постоянно мониторить социальные профили, отвечать на вопросы, выполнять другую работу по соцсетям.

Антон Воронюк, WebPromo

Антон Воронюк, WebPromo

На данный момент достаточно хотя бы начать. Завести первые профили, привести их к человеческому виду, разработать нормальный дизайн.

Как ты считаешь, те компании, которые присутствуют в интернете, будут стремиться к социальной открытости?

Это мы говорим про специфику рынка, про специфику страны в общем. На данный момент социальные сети это устойчивый тренд, который, возможно, сможет поменять общую специфику рынка, подкорректировать наш менталитет, взгляды. В нашей стране сейчас бизнес в большинстве своем не клиентоориентирован. Клиентоориентированность к нам приходит с запада. Если мы смотрим на наших крупных клиентов, западных или украинских, которые работают на запад, они уже полностью поменяли манеру ведения бизнеса, стараются отвечать клиенту на вопрос, стараются вести диалог, реагировать на его потребности. Будет происходить переход от большого к среднему и мелкому бизнесу. Насколько быстро социальные сети смогут это ускорить, покажет время.

Дай, пожалуйста, совет, как начать представлять свой бизнес в соцсетях? С чего начать, чтобы появлялось больше лайков и твитов?

Надо просто начать – завести профили, сделать их по максимуму человечными, рассказать о себе. Соцсеть это, в первую очередь, контент! Тот контент, который вы даете пользователям, должен быть полезен и «заточен» под ту целевую аудиторию, которую вы собираете. Некоторые коммерческие бизнесы могут быть в социалках менее интересны широкой аудитории, но в то же время, ты как человек или эксперт можешь быть интересным более широким кругам. Во многих тематиках необходимо четко разделять персональный брендинг и брендинг самой компании. Если мы говорим про общий массовый подход, если это крупный бизнес, то обязательно должен быть канал руководителя или, возможно, представленность руководителя как лидера мнений, который дает рекомендации, общается в своих кругах, может направить в нужное русло. Если мы говорим про корпоративный канал, надо начинать всегда с подборки этой узкой целевой аудитории, которая заинтересована.

В Facebook можно начать с контекстной рекламы, которая позволит привлечь начальную аудиторию. В дальнейшем, с помощью контента вы завоевываете лояльность текущей аудитории и дополнительно даете возможность аудитории поделиться полученным знанием с их друзьями, которые тоже, возможно, станут вашими потенциальными клиентами, или подписчиками.

Старайтесь давать контент, старайтесь давать полезную информацию, отвечайте на вопросы, будьте социальными и социальные сети вас откроют!

Автор публикации: Сергей Кокшаров

Главный редактор портала Optimization.com.ua

Обновления на E-mail или RSS

Понравилось интервью и хотите получать новые?

 

Проверьте также папку "Спам" для активации ссылки

Подписавшись на обновления, вы получите:
1. Эксклюзивные статьи об интернет-маркетинге, продвижении сайтов и юзабилити
2. Интервью с экспертами отрасли
Гарантируем анонимность e-mail адреса

  • http://www.facebook.com/yuri.titkov Yuri Titkov

    соц факторы действительно сейчас более применимы к США так как социальные сети не имеют такой глубокий охват в странах бывшего СНГ. Однако уже сейчас мы можем говорить, что Facebook является определенной величиной для Google в Украине.

  • http://aldro.ru/ Aldro

    на постсоветском пространстве пока еще рулит вконтакте. Какое интересно его социальные факторы оказывают влияние на выдачу в данный момент? Есть ли у кого-нибудь ссылки на исследования?