Максон Пуговский: Особенность украинского рынка в том, что когда вы станете большими, к вам придут, как к Rozetka.ua
Сегодня он — консультант по цифровому маркетингу, ИТ-предприниматель, еще недавно работал на позиции менеджера по онлайн-маркетингу в Microsoft, крупной респектабельной компании. Максон Пуговский рассказал Optimization.com.ua о своих первых днях в Интернете, о планах на будущее, отследил тенденции SMM-рынка Украины и чуть приоткрыл завесу своего выступления на конференции по маркетингу в социальных медиа SMM.ua.
Биографическая справка: в прошлом занимался онлайн-маркетингом в «Майкрософт Украина»; возглавлял Департамент информационных и онлайн-технологий в издательстве «Экономика»; работал директором по развитию бизнеса медиа-холдинга «Агора Украина»; преподавал в Могилянской Школе Журналистики (магистерская программа); был главным редактором журнала InternetUA. Соорганизатор BlogCamp CIS and Baltics 2007 — первой конференции в формате бар-кемп на просторах СНГ. Координировал конференции для блогеров и лидеров мнений в социальных сетях Microsoft BlogtoberFest2010, Microsoft Blogfest 2011.
Добрый день, Максон. Ты достаточно известный украинский интернет-деятель. Расскажи, пожалуйста, как ты пришел в сеть, с чего началась твоя карьера, связанная с IT, интернетом и интернет-маркетингом. Когда ты понял, что это твое?
Если говорить о потере интернет-девственности, то впервые я попал в «Интернет» (тогда еще с большой буквы) примерно в 1996 году, когда пришел в библиотеку American House искать прохождение для игры Neverhood. Я даже привел с собой одноклассника, который уже контактировал с инопланетным разумом, и он должен был стать проводником в мир священного знания. Я сразу почувствовал себя дураком, когда оказалось, что надо всего лишь набрать адрес сайта в строке браузера (в то время интернет начинался с Yahoo.com). Вскоре после этого еще один друг подписал меня на неделю тестового интернета у своего провайдера. И с тех пор пошло-поехало: привыкание с первой таблетки — скрежет dialup-модема превратился в милейший звук, предвещавший погружение в Глубину.
Если же говорить о профессиональной деятельности, связанной с ИТ, то я начинал с перевода компьютерных игр для пиратов и как копирайтер на игровые темы, писал статьи об играх и интернете в СМИ. Когда-то хотел открыть «авторский проект», но не знал, как к нему подступиться технически, пока не появились платформы для «веб-логов», то есть блогов. Тогда меня интернет увлекал и поражал как феномен, влияющий на культуру, коммуникации, общество. Мне было ясно, что потенциал у платформы огромный, что она кардинально повлияет на нашу жизнь, но совершенно непонятно, как именно.
Всерьез в интернет-индустрию я вляпался, когда стал работать в журнале InternetUA как заместитель главного редактора, а потом главред. И только тогда у меня начал зарождаться коммерческий интерес к интернету – это ведь не просто культурный феномен, но и бизнес-среда. Развитие зародыша заметно ускорилось после первого семинара, организованного Денисом Довгополым в Киеве, на который он привез Юрия Бойко из Силиконовой Долины. Это было Откровением о том, как можно и нужно вести высокотехнологический бизнес, и это Откровение коренным образом отличалось от практики украинского интернет-рынка.
Недавно ты уволился из Microsoft и заявил, что пока никуда не собираешься. Скажи, поступали ли уже предложения выйти на работу? Чем ты собираешься заниматься? Не хочется создать свое агентство?
Я уже писал у себя в блоге, что первое время буду заниматься консультациями по цифровому маркетингу и тренингами по использованию интернет-технологий. В перспективе собираюсь заняться созданием собственной интернет-компании. Есть несколько идей, которые нужно развивать и прорабатывать. Это будет не агентство — агентский бизнес меня не интересует.
Что тебе больше всего нравилось в работе на Microsoft и что не нравилось, чего не хватало?
О работе в Microsoft я уже подробно рассказал в интервью для блога Netpeak, не хотелось бы повторяться.
Ты очень заинтересовался темой маркетинга в социальных сетях. Это было связано с твоими обязанностями в компании Microsoft или это твой личный интерес?
Это пересечение потребностей бизнеса и личных интересов. Меня очень интересовали социальные медиа, а SMM стал актуальным вызовом и потребностью для передовых компаний пару лет назад. В общем-то, не в последнюю очередь благодаря своим интересам и опыту я и попал в Microsoft, в том числе и чтобы развивать данное направление.
Какими бы проектами тебе хотелось заниматься? Есть ли он — проект твоей мечты?
Своими собственными =). Проект моей мечты буду искать и создавать в процессе построения бизнес-модели. Ни один проект не реализуется полностью в том виде, в котором задумывался. А после каждой воплощенной или загубленной мечты рождается новая.
Последний вопрос, связанный с Microsoft. Ты, конечно, знаком со Славой Баранским, апологетом продукции и компании Apple. Он не раз «нападал» на украинское отделение Microsoft — это классический пример выражения негатива в социальных сетях. Скажи, пожалуйста, как строилась политика компании относительно таких высказываний?
Работать с негативными высказываниями можно до тех пор, пока они находятся в рациональной плоскости. После перехода в режим «Священной войны» подобные попытки теряют смысл. Слава и Microsoft – это уже самодостаточный мем =).
Как ты считаешь, какое будущее у украинского SMM? Какие тренды ты видишь в его развитии?
Рынок SMM-услуг становится более структурированным, он втягивает в себя все больше людей и компаний, занимающихся смежными областями. Это локомотив, который влечет за собой кучу услуг по digital-маркетингу. Благодаря SMM клиенты из числа крупных компаний стали размышлять о новых цифровых каналах коммуникаций — помимо «сайтов» и «баннеров».
За пару лет большинство клиентов научатся планировать, измерять, оценивать SMM-активности. SMM станет привычным инструментом маркетинга. Некоторые в него наиграются и перестанут уделять вопросу излишнее внимание; останутся активными те, кому данный канал коммуникации действительно полезен.
Какие компании будут править бал на этом рынке послезавтра – digital-отделы и филиалы больших сетевых агентств, украинские digital-отделы рекламных компаний или специализированные digital-компании?
Послезавтра – слишком долгий горизонт для прогнозов, приближенных к реальности. Завтра останутся как независимые сильные digital-агентства, так и выстроенные своими силами или купленные сетевиками агентства в холдингах. Мелкие игроки и фрилансеры, которые портят профи настроение тем, что сеют ересь на стихийных семинарах и тренингах, увы, никуда не денутся. Спрос на сайты по 99 грн никто не отменял.
Задам тебе один очень спорный вопрос: как ты считаешь, что больше помогает развиваться украинскому интернету — контентные проекты или различные проекты, связанные с e-commerce? В какой пропорции они нужны, есть ли тут золотая середина?
Какие проекты нужны, определяет рынок, то есть пользователи. Нужно понимать, что компании, ориентированные на украинский рынок, могут выехать только за счет сильной привязки к локальным потребностям, потому что очень сильна конкуренция со стороны западных и российских компаний. Инноваторы, способные повести за собой массы, сидят на западных сайтах; массы сидят на российских сайтах. Западные и российские сервисы более качественные, потому что рынки там значительно больше; следовательно, там больше инвестиций и оборотов, которые направляются на улучшение сервисов и производство контента. И в этой гонке вооружений украинским интернет-компаниям сложно тягаться с глобальными и российскими компаниями. Нужно либо ориентироваться сразу на глобальный или российский рынок, либо давать качественный локальный сервис и контент, который не способны дать иностранцы, как например, Portmone.com и Pravda.com.ua.
В Украине еще немало ниш для интернет-компаний с уникальным лицом, способных создать свой бренд на качественном локальном сервисе и контенте. Но для этого нужны основатели-предприниматели, способные рыть землю. Никакие инвестиции не помогли бы создать еще один техноблог, если бы не было таких ребят, как Саша Ляпота и Семён Кременюк, которые бессонными ночами ковали Keddr.com. Каталог детских товаров Klumba.ua появился только благодаря Диме Дубине и Наташе Зуевой, которые после рождения своего ребенка столкнулись с проблемой поиска детских товарах и правдивой информации о них. Мало найти пустую нишу — должны быть люди, способные ее заполнить. Наёмный менеджер не будет работать с такой же отдачей, как предприниматель, осознающий, что потом и кровью взращивает свое будущее. И этого, кстати, еще не осознают многие локальные инвесторы, которые хотят за свои инвестиции урвать огромный кусок интернет-проекта, убивая мотивацию предпринимателя.
Но особенность украинского рынка еще и в том, что когда вы станете большими, к вам придут, как к Rozetka.ua.
Твой рецепт увеличения доли диджитала в медиамиксе? Что надо сделать, чтобы догнать лидеров нашего региона?
Если взглянуть на показатель рекламных затрат на одного интернет-пользователя, то для увеличения этого показателя в первую очередь необходимо, чтобы украинцы зарабатывали и тратили больше денег. С ростом уровня жизни и доходов населения будут расти и расходы на интернет-рекламу. Второй фактор – рекламодателям необходимо наращивать интернет-экспертизу, чтобы понимать возможности цифровых коммуникаций и видеть, что они не дорабатывают с данным медиа-каналом.
Чего не хватает украинскому диджиталу?
Digital-экспертизы – в первую очередь на стороне клиентов, но зачастую и на стороне агентств. Кадров – топовых сотрудников для цифровых агентств, менеджеров по онлайн-маркетингу для клиентов. Потребности в инновациях – компании не ощущают, что им нужны цифровые коммуникации, чтобы выиграть в конкурентной борьбе.
Ты вошел в оргкомитет конференции по маркетингу в социальных сетях SMM.ua. Чего ты ждешь от этого события? Какие возлагаешь на него надежды?
Это была самая яркая конференция прошлого года, поэтому я с радостью помогаю организаторам в подготовке программы. Я думаю, что это будет информативно и полезно как для специалистов по SMM и онлайн-маркетингу, так и для тех, кто делает первые шаги в социальных медиа. Особенно интересно сравнить, как выросла отрасль за год. А еще уверен, что будет весело =).
О чем будет твой собственный доклад на SMM.ua?
Это будет визионерский доклад познавательно-развлекательного характера под конец дня, когда все уже устали и ждут фуршета. Я представлю сценарий будущего – каким будет цифровой маркетинг через 5 лет. Расскажу о новейших технологиях, разрабатываемых сегодня, которые превратят картинку будущего в реальность, а также о том, как подготовиться к светлому цифровому будущему.