Optimization.com.ua - всё о поисковой оптимизации и юзабилити

Интервью с Артемом Бородатюком про Netpeak и 8P

Интервьюер: Александр Колб, Май 20, 2011

Версия для печати

Артем Бородатюк, Netpeak

Артем Бородатюк, Netpeak

Артем, как ты пришел в SEO?

В 2004 мое увлечение музыкой привело меня к созданию сообщества, которое мне, конечно же, захотелось сделать популярным. Собственно, с продвижения его всё и началось. Прошло довольно много времени и каким-то волшебным образом у меня появились первые клиенты. Тогда у меня получалось всё с невероятной легкостью – явно работала «чуйка» на так называемые «темы». В результате ко мне начали обращаться за помощью разные московские агентства, которые не справлялись с поставленными задачами.

Сам занимался или с кем-то? Как создавался Netpeak?

Начал сам, потом сразу же появились удаленные сотрудники, но у меня всегда были высокие требования к ответственности, с чем у большинства фрилансеров есть проблемы. Во всяком случае, мне с ними не везло, поэтому и появилась необходимость набрать реальную, а не виртуальную команду. В июне 2006-го мы занимали офис площадью 20 кв. м., на ул. Нежинской, 32. Через полтора года сотрудники Netpeakзаняли весь этаж в здании. А затем нам пришлось и вовсе искать новый офис – мы стремительно росли. Кстати, в этом году мы отпразднуем юбилей – нам 5 лет!

Сейчас большинство ваших клиентов из Украины или вы ориентированы исключительно на Украину?

Нет, мы не ориентированы только на Украину, наоборот нам интересно развитие на западных рынках, потому что там есть более интересные и перспективные проекты. Однако большинство наших первых клиентов были местными и так как потенциальные заказчики приходят к нам в основном по рекомендациям (несмотря на то, что у нас хорошие позиции по нашим «профильным» поисковым запросам), 70% наших текущих клиентов – «местные». Оставшаяся часть – зарубежные клиенты, причем необязательно англоязычные. Когда-то у нас был клиент из Греции: мы продвигали сайт с семантическим ядром, значения фраз из которого сами не знали (запросы из всяких «альф, бет, гамм»), но при этом целей клиента достигли.

Как ты вообще оцениваешь рынок Украины, рынок SEO? Насколько тебе он интересен?

Рынок SEO вроде бы насыщен, но на самом деле — переживает переломный момент. С одной стороны, многих предпринимателей уже тошнит от предложения SEO-услуг – сказывается зачастую нехорошая репутация этой услуги. С другой стороны, многие так и не попробовали «правильный мёд» — комплексную услугу продвижения. Слишком разные услуги вкладывают в одну упаковку под названием «раскрутка сайта». При этом неизвестно, что нас ждет дальше. На рынке прижилась популярная модель работы – работа с гарантиями за позиции. Но с учетом постоянного совершенствования алгоритмов поисковых систем и персонализации выдачи, те, кто продвигают сайты по поисковым запросам, оценивая каждый в отдельности, находятся в проигрышной ситуации в ближайшей перспективе. Есть такая фраза «куй железо, пока горячо», которая хорошо характеризует модель работы многих SEO-компаний.

Ставя себе истинной целью максимальный заработок денег – реальной задачей студии становится выполнение договора, в котором прописана гарантия по фразам. В результате начинает работать логика «при минимальных усилиях – максимальный заработок». И главное, что фактически всё как бы честно: сам клиент захотел так работать. Ведь обучать клиентов, доносить до них тот факт, что им не нужны позиции по «N» фразам, а нужна комплексная и зачастую не регламентируемая работа с сайтом с прицелом на результат, — стоит многих усилий. Недавно мы проводили опрос и выяснили, что больше половины времени на этапе переговоров сотрудники нашего клиентского департамента тратят на убеждение клиента в правильности работы на результат, а не на позиции. Не удивительно, что мало кто заморачивается на тему «убедить клиента работать правильно» с такими тратами времени на этапах переговоров. Вот рынок и деградирует до продажи того, чего, как писал Филатов, «на самом деле вообще не может быть» — я про гарантии позиций. И я очень надеюсь, что за красивыми словами многих наших коллег кроется хоть какая-то работа вне рамок «сухого» договора. Потому что на рынке присутствуют и откровенно обманные схемы.

А что за схема например?

Есть самая банальная схема, причем она не ведет к обману с точки зрения логики, но с точки зрения морали – ведет. Суть её в том, чтобы предложить продвижение сайта по N поисковым запросам и назначить фиксированную цену за вывод в топ каждой фразы в отдельности. При этом у действительно популярных и конкурентных фраз цена занижается, а у всякой мелочевки – завышается. Клиент, выбирая подрядчика, смотрит на цены и «клюет» на дешевые фразы. Ну а дальше всё просто – вывести «мелочевку» и получить деньги за неё. Формально в такой ситуации никто никого не обманул. Но что получил при таком продвижении клиент, кроме потерянного времени?

Ну, а вообще, наш рынок просто удовлетворяет спрос – формировать рынок слишком накладно. Есть спрос «быть в топе», а зачем – мало кого интересует. Например, сейчас один наш клиент ушел потому, что будучи на третьем месте по своей основной фразе, он решил, что ему надо быть на первом месте во что бы то ни стало — дескать тогда проблемы результативности его проекта будут решены. При этом он не слушал наши рекомендации по юзабилити и копирайтингу. В результате он обратился в компанию, которая ему гарантировала топ-1. И дело даже не в том, что, возможно, ребята используют логику, как у той блондинки в анекдоте про динозавра — «либо выведем, либо не выведем», а в том, что первое место ничего не изменит с точки зрения конечной цели клиента.

Что ты думаешь о социализации поиска?

Наверное, за этим будущее. Пользователь Интернет уже давно может читать новости, которые интересны его социальной группе, слушать музыку, которую слушают люди с таким же вкусом, почему бы ему не дать возможность находить именно те ответы из множества, которые предпочли бы другие близкие по разным параметрам жители Земли? Во всяком случае «гуглеры» (имел возможность пообщаться недавно с Максом Макаренко) убеждены в том, что скоро SEO, как услуга, вообще перестанет существовать именно по причине социализации и персонализации поиска. Конечно, с такими выводами я не соглашусь – SEO умрет в привычном для нашего рынка понимании (о чем я уже высказался), но не как инструмент привлечения на сайт целевой аудитории.

Как вы пришли к конференции? Ты считаешь, что рынок настолько большой, что можно сделать еще одно интересное мероприятие?

К идее организовать конференцию мы пришли года три назад, но решились на конкретные действия только в этом году. Ты абсолютно прав — количество профильных конференций в Украине в последнее время просто пугающее, но мы изначально собирались делать именно летнюю конференцию. На это немногие могут решиться, так как в такое время народ уезжает в отпуск. Но для нас это не проблема, а возможность – ведь мы прямым текстом и предлагаем провести свой отпуск (или хотя бы мини-отпуск) в Одессе, а заодно посетить наше мероприятие.

За день до нашей конференции пройдет ежегодное мероприятие от Яндекса – и, по-моему, это прекрасная возможность объединить приятный отдых в Одессе с полезным посещением сразу двух профильных конференций. Это то, что касается приезжих, которые, как ты знаешь, составляют практически половину слушателей. А что касается «инертных» одесситов, то мы наконец-то видим значительное повышение интереса к интернет-маркетингу.

У вас большая сосредоточенность клиентов из Украины?

Основная масса наших украинских клиентов – из Киева. Остальные клиенты – из других городов, но наш родной город – Одесса. И именно в Одессе уровень образованности в сфере интернет-маркетинга несколько ниже, из-за чего людей легко ввести в заблуждение и обмануть. С целью как-то это изменить, мы начали проводить небольшие закрытые семинары по интернет-маркетингу (подробнее тут). Также мы начали активно поддерживать профильные конференции. Приятно, что специалистов Netpeak все чаще зовут на подобные мероприятия. К примеру, в апреле и мае наши специалисты выступили с 8 докладами по SEO, SMM и контекстной рекламе на различных ивентах.

На нашей конференции мы решили объединить как минимум две «вещи»: сделать интересное мероприятие и напрямую способствовать развитию рынка. Ведь даже несмотря на то, что в Одессе находится главный офис второй поисковой системы Украины (Яндекс.Украина), одесские профильные мероприятия можно пересчитать на пальцах. Причем для этого хватит ровно двух пальцев :). Собственно, мы хотим, чтобы было проведено еще одно качественное всеукраинское мероприятие.

По формату мероприятия – понятно, а что скажешь о формате наполнения? т.е. о чем это будет? Это будет контекстная реклама, поисковая оптимизация или “взагали”?

Конференция называется “8Р: Интернет-маркетинг в Украине”. В первую очередь мы хотим осветить стандартные услуги интернет-маркетинга – поисковое продвижение, контекстную рекламу, продвижение в социальных сетях, веб-аналитику. Ряд докладов будет посвящен вопросам веб-разработки. В ближайшие дни мы обещаем «выкатить» сайт, поэтому предлагаю зайти на http://8P.ua/ – будет много интересного! В данный момент нам уже отправили порядка тридцати заявок на выступления с докладами – это притом, что мы еще даже не начали проводить рекламную кампанию мероприятия. Наверное, нам придется прибегнуть к голосованию по поводу ряда докладов. Но будут и те специалисты, которых мы приглашали специально.

Будет несколько потоков?

Точно будет два потока. Возможно, три. Но на данный момент могу сказать, что будет как минимум два потока, шесть секций, один круглый стол и это точно еще не всё. Я сам подписан на твиттер конференции, чтобы быть в курсе происходящего, и тебе советую :).

Почему именно «8P»?

Логотип 8p

Логотип 8p

Сложно придумать название для конференции, чтобы не потеряться в толпе всяких «Конференций по интернет-маркетингу», «Бизнесов в Интернете», «Интернет на службе бизнеса». Мы думали над названием около года. Были разные предложения – на нашем закрытом форуме у нас было несколько голосований на лучшее название. Мы даже заказывали нейминг у сторонней компании. Но в итоге выбрали название, которое предложила наш блоггер – Катерина Коламбет. 8P – довольно яркое название, к тому же – краткое интуитивно понятное некоторым маркетологам.

4P – это классическая формула: promotion, product, place, price. В 8Р есть еще people, purchase, probe и public relations. Мы считаем, что именно такая формула больше соответствует интернет-маркетингу. Однако мы не собираемся навязывать эту формулу адептам маркетинга. Нам нравится краткость и звучность «8P», а также синий восьмигранник, который многие запомнят в связи с конференцией. У нас есть большая статья про 8Р, но я очень хочу, чтобы на сайте конференции эта теория была изложена кратко и понятно. Кстати, пока что самые частые вопросы о конференции: «что такое 8Р?» и «что у вас будет делать Анатолий Вассерман?»

Вы привозите Анатолия Вассермана?

Да, он сам с удовольствием приедет – он одессит.

О чем он будет рассказывать?

Я наверняка не открою Америки, если скажу, что Анатолий Вассерман – очень умный человек. Когда-то давно он абсолютно случайно услышал, как я спросил приятеля, почему e-mail с вложением, передаваемый через почтовый клиент, при отсылке имеет один размер, а при получении – другой. В итоге Вассерман прочитал мне целую лекцию о том, как передается информация по проводам. Я был крайне удивлен тем, что человек может столько знать о природе вещей. Да, этот человек не известен публике в качестве интернет-маркетолога, но это не значит, что он не расскажет чего-либо нового и интересного. Я постараюсь договориться с ним о том, чтобы его доклад был о будущем рекламы в Сети вообще. В этом месяце у меня запланирована встреча с ним. В любом случае, я уверен, что он сумеет выразить в докладе свою независимую точку зрения на сферу интернет-маркетинга.
Кому пришла идея его пригласить?

Честно говоря, большинство мероприятий — довольно стандартны. А мы хотели, чтобы у нас были «фишки». Я не помню, кому конкретно пришла идея пригласить Вассермана, но мы все вместе подумали, что Анатолий теоретически может у нас выступить. А наш приятель, который с ним в очень хороших отношениях, сказал что-то вроде: «Толик в июле точно будет в Одессе, почему бы ему не выступить?». Мы посмотрели парочку видео-интервью с ним и решили, что это действительно хорошая идея.

Вассерман будет «фишкой»?

Да, Вассерман будет фишкой! Почему бы и нет?

Кто-то еще будет кроме Вассермана, кого можно назвать «фишкой» мероприятия?

Стоит посмотреть на программы профильных конференций, как становится понятно, что, как говорится, «на манеже все те же». Мы хотим, чтобы еще одной «фишкой» нашей конференции стали «незаезженные докладчики». Например, с докладами у нас выступит известный украинский блоггер Девака, москвич Терехов и одесситка Камская. Кроме того, к нам приедут гости из Москвы – Иван Васильевич (редактор портала seodemotivators.ru, ведущий циничного SEO-блогаmurketolog.ru), Дамир Халилов (этого адепта SMM можно не представлять) и другие. Разумеется, на конференции будут присутствовать представители Google и представители Яндекса. На круглом столе мы ожидаем увидеть представителей практически всех лидирующих SEO-студий на таком «разном» украинском рынке – такого состава круглого стола еще никогда не было.

До запуска сайта можно следить за новостями на странице Facebook и в твиттере.
Возвращаясь к теме конференции – мы постараемся показать, чем живет рынок в данный момент, а не просто дать возможность выступить с докладами «для галочки». Мы постараемся жестко фильтровать банальные доклады. Также мы работаем над тем, чтобы наши гости не забыли, что они приехали в Одессу – обещаем сделать так, чтобы в этот день вы улыбнулись как минимум 8 раз :).

Автор публикации: Александр Колб

Генеральный директор компании «Promodo»

Обновления на E-mail или RSS

Понравилось интервью и хотите получать новые?

 

Проверьте также папку "Спам" для активации ссылки

Подписавшись на обновления, вы получите:
1. Эксклюзивные статьи об интернет-маркетинге, продвижении сайтов и юзабилити
2. Интервью с экспертами отрасли
Гарантируем анонимность e-mail адреса