Optimization.com.ua - всё о поисковой оптимизации и юзабилити

Роман Катеринчик — про украинское IT, стартапы и монстров аутсорса

Интервьюер: Андрей Чеботарев, Июль 3, 2012

Версия для печати

Роман Катеринчик

Роман Катеринчик

Роман Катеринчик — руководитель агентства цифровых коммуникаций Artjoker. Компания с 2006 года предоставляет полный спектр услуг в сфере интернет-маркетинга — от создания сайтов до их продвижения, развития и поддержки. В свободное время занимается всеми возможными видами спорта и выступает на отраслевых мероприятиях. Кстати, на днях компания Artjoker отмечает свое шестилетие, с чем их и поздравляем!

Привет. Расскажи в двух словах о себе. Чем живешь и что делаешь?

Привет. Если коротко: энергичный, вижу цель, люблю свое дело:).

Будучи на 3-м курсе института, основал компанию, которая занималась разработкой сайтов. С тех пор это основная часть моей жизни — то, что увлекает, отнимает нервы и приносит удовольствие. За 6 лет мы выросли в интернет-агентство полного цикла с собственной командой из 30 человек, сделали более 200 проектов, получили несколько наград и продолжаем двигаться вперед.

Разработка ведется собственными силами или это аутсорсинг?

Наша структура позволяет выполнять проекты для наших клиентов «под ключ» внутри команды. Начиная от планирования, анализа, разработки и заканчивая поддержкой и развитием сайта. В этом, можно сказать, наша фишка.

Для многих украинских агентств мы являемся своеобразной производственной базой — партнерами, которые понимают задачу и могут ее реализовать.

Ты говоришь о рекламных агентствах?

Да, рынок растет. Не многие агентства обладают собственной командой разработчиков, при этом их креатив и уровень проектов — на высоком уровне. В таких условиях им просто жизненно необходим надежный подрядчик с собственной производственной базой.

Кого больше сейчас – партнеров или клиентов?

Мы клиентское агентство — разумеется, клиентов больше. С большинством наших клиентов мы работаем 3-4 года. В нашем портфолио можно проследить эволюцию сайтов отдельных клиентов — 2007, 2009 и 2011 года.

Если раньше нам приходилось убеждать клиентов в целесообразности разработки, то сегодня задачи заключаются в определенном количестве обращений с сайта в день.

Сколько вас сейчас?

Утром было 28:).

Ты не знаешь, сколько человек работает в компании?

Разумеется, знаю, но мы растем, и люди для нас являются основным фокусом. Команда — это главная ценность Artjoker. Поэтому если человек толковый, с горящими глазами и если мы видим в нем перспективу, то он попадет в нашу команду вне зависимости от текущих нужд и количества места в офисе.

28 человек — кто это? Каких сотрудников больше?

У нас есть 5 отделов: разработки, продвижения, творческий, проектный и стратегический.

Полный цикл разработки мы осуществляем собственными силами, поэтому разработчики — это основная часть нашего коллектива.

Как оцениваешь отечественный рынок?

Рынок находится на этапе становления и очень активно растет. Вместе с рынком растут компании, повышается качество услуг на рынке. А главное — с каждым годом растут клиенты: улучшается уровень понимания, точность формулирования задач и бизнес-целей.

Многие компании нашего профиля уходят в чистый аутсорсинг и все больше фокусируются на Западном рынке. Так исторически сложилось, что наш профиль — украинский и российский рынок. Мы хорошо знаем специфику отечественных клиентов и умеем говорить с ними на одном языке.

Если говорить о прошлом годе, то мы выросли примерно на 300 процентов в цифрах и проектах. Коллектив увеличился в 2 раза.

Вы растете быстрее, чем растет рынок?

Прошлый год показал, что не отстаем:).

Я постоянно задаю себе этот вопрос. Отношение роста компании и рынка в IT — это важный индикатор в жизни компании. Он способен показать, насколько правильный курс вы выбрали.

По моему мнению, рост должен быть качественным. Укреплять компанию новыми специалистами необходимо постепенно и именно тогда, когда приходит необходимость.

Качественно – это в отношении сотрудников?

В первую очередь это сотрудники и проекты. Мы постоянно совершенствуем знания — посещаем мастер-классы, конференции и всевозможные профильные мероприятия.

К примеру, корпоративный блог — прекрасная возможность для нас познакомиться и пообщаться с интересными людьми. Наша «Заноза в пятницу» уже приняла таких признанных профи, как Максим Спиридонов, Виталий Быков, Антон Ярусов и другие.

На одном из мероприятий

На одном из мероприятий

А клиентов вы отсеиваете? Допустим, есть ли такие, которым вы отказываете?

У нас есть специализация и портрет проекта, с которым мы работаем. Традиционно это успешный офлайн бизнес, который выходит в сеть. У него есть рабочие бизнес-процессы и стратегические цели. Такие проекты планируются минимум на 12-18 месяцев и включают в себя разработку, продвижение и поэтапное развитие.

Мы не беремся за проекты, которые заведомо считаем провальными. Наш опыт позволяет с большой долей вероятности определить, что не пойдет. Клиенту мы это всегда сообщаем и стремимся совместно изменить бизнес-модель проекта, сделать его перспективнее.

Уровень образованности клиентов вырос за это время?

Образованность клиентов и понимание растет с каждым годом. Этому способствует обилие интернет-конференций и семинаров, которые проходят в настоящее время.

В 2006 году, когда мы начинали, около 70% времени на встречах уходило на то, чтобы выяснить, зачем человеку сайт и что он ему даст.

Сейчас большую часть времени занимает правильная постановка задачи и стратегия развития интернет-проекта. Сегодня клиенты все чаще просят проводить тренинги по интернет-маркетингу внутри компании, стремятся повышать знания своих сотрудников.

Кто ваши конкуренты?

В основном это компании, работающие по модели разработки и развития. Я бы выделил их. Хотя этот вопрос стоит рассматривать с разных сторон: ценовой сегмент, качество услуг, технологии и даже опыт.

Если говорить об аутсорсерах, то международных аутсорсеров, которые представлены на рынке, мы не считаем конкурентами, потому что наш рынок им неинтересен. Они занимаются Западом.

Налоговые льготы, которые обещает государство этим секторам — что там в них, верится — не верится, есть они уже?

Если говорить прямо, то это классическая «украинская» льгота. Какой-то абстрактный документ, который вступит в силу нескоро, но является хорошим поводом для пиара.

Мы изучали в первом приближении эти документы. Для получения льгот необходимо собрать такое количество бумаг и перелезть через столько стен, что 95% компаний этого делать не будут. Думаю, это законопроект для крупных западных IT-компаний со штатом в 300 человек.

Кризис 2008 года: как изменились клиенты в связи с кризисом?

Прекрасно помню, как в 2008 году за несколько месяцев одновременно прекратили работать около 40% клиентов. Но это была временная паника, которая коснулась в основном офлайна.

В это время бизнес стал внимательнее подходить к эффективности своих расходов, особенно расходов на рекламу. Сеть из-за своей низкой стоимости и высокой эффективности стала едва ли не единственным разумным вложением средств во время кризиса. Как результат — рост количества клиентов в течение года.

Отраслевой принцип представления поменялся?

Да. До 2008 года было много мелких строительных компаний, которые на волне строительного бума чувствовали себя очень уверенно. Буквально за один год они рухнули или изменили профиль своей деятельности.

В результате кризиса произошел рост сегмента онлайн-коммерции. Многие офлайновые компании пришли к необходимости создания полноценного интернет-магазина.

Украинский стартап — миф или реальность?

У инвесторов всегда есть денежная масса, которую они стремятся куда-то вложить. Ранее это было строительство, сейчас это интернет и стартапы. Завтра, наверняка, будет что-то другое.

Если говорить об отечественных стартапах, то Восточная Украина — это такая наша Силиконовая долина с обилием вузов и светлых голов. Было бы хорошо создать инкубатор на базе технических вузов и дать молодым предпринимателям возможность творить.

Уверен, что украинский потенциал не реализован даже на 20%. Если кому-то удастся создать хорошие условия для появления и развития стартапов на Украине, нам будет чем гордиться.

Автор публикации: Андрей Чеботарев

Со-редактор портала Optimization.com.ua. Пресс-секретарь компании Promodo. Опыт работы в журналистике более 5 лет.

Обновления на E-mail или RSS

Понравилось интервью и хотите получать новые?

 

Проверьте также папку "Спам" для активации ссылки

Подписавшись на обновления, вы получите:
1. Эксклюзивные статьи об интернет-маркетинге, продвижении сайтов и юзабилити
2. Интервью с экспертами отрасли
Гарантируем анонимность e-mail адреса