Отчет о посещении харьковской конференции «Интернет-магазины Украины 2011»
25 марта 2011 года в Харькове прошла первая ежегодная конференция «Интернет-магазины Украины 2011», организаторами которой выступили каталог интернет-магазинов Shoplist и компания WEB4PRO. Ниже представлен небольшой отчет о посещении данного мероприятия.
Конференция «Интернет-магазины Украины 2011» проходила в бизнес-центре Sun Sity 2, на третьем этаже в двух залах, каждый из которых был оборудован необходимой аппаратурой. Единственного, чего не хватало — стабильного Wi-Fi доступа к сети Интернет, видимо по этой причине в Твиттере присутствовало мало онлай-цитат с этого мероприятия.
Всем участникам в процессе регистрации был выдан пакет с программой конференции, фирменным блокнотом и ручкой, сертификатом участника, рядом рекламных листовок и талоном на обед.
Собравшаяся на конференции аудитория это, в основном, владельцы бизнесов и интернет-магазинов, а также специалисты в области электронной коммерции и информационных технологий, всего в зале присутствовало более 300 человек.
Мероприятие проходило в два потока. Первый, преимущественно, был ориентирован на владельцев бизнеса и касался тем увеличения посещаемости магазина, построения лояльности клиентов, повышения юзабилити сайта и отношении налоговой к такому типу бизнеса. Второй поток был, в основном, ориентирован на специалистов в области электронной коммерции и раскрывал темы оптимизации интернет-магазинов, эффективного управления контекстной и медийной рекламой, а также использования специальных инструментов.
Среди докладчиков на конференции присутствовали маркетологи, специалисты и директора известных компаний и онлайн-порталов Украины, таких как TUT.ua, Price.ua, Begun, ПриватБанк, Турум-Бурум, AdLabs и многие другие. Во время перерывов можно было пообщаться с докладчиками и взять консультации у специалистов, чем активно и занимались собравшиеся участники. Также в холле можно было приобрести полезные книги по темам связанным или смежным с интернет-маркетингом.
Яцуренко Елена, интернет-маркетолог портала TUT.ua, поделилась с владельцами интернет-магазинов информацией о том, как обрабатывать телефонные заказы и не потерять покупателя. Для этого предлагалось использовать услуги call-центров, так как специалисты в этих центрах ориентированы на общение с клиентами:
Работа call-центра — поднимать трубку и делать клиента лояльным
Следует отметить, что действительно, даже при хорошей организации сайта онлайн-магазина, умении привлекать потенциальных клиентов и организовывать доставку товара, многие владельцы интернет-магазинов до сих пор активно теряют доверие со стороны клиентов при общении с ними по телефону.
Елена в своем докладе сделала упор на техническую сторону организации call-центра, особенности его работы, необходимый персонал и привела некоторые полезные советы, например, о том, что на сайте лучше разместить один многоканальный телефон, чем несколько номеров с разными цифрами, в которых клиенту легче запутаться. Почему большой упор делается на умение работать с клиентом по телефону? По приведенной в докладе статистике, 80% заказов делаются именно по телефону, и лишь 20% заказов идут напрямую через Интернет.
Галина Бакум, директор юридического центра «Прецедент», поделилась со слушателями информацией о текущем отношении налоговой к онлайн-коммерции, в частности к ведению интернет-торговли. Доклад был очень насыщенным и в течение получаса держал внимание аудитории. Каждому владельцу интернет-магазина было полезным узнать, как правильно ему вести бизнес, чтобы налоговые службы не смогли предъявить претензий и каковы планы законодательства относительно интернет-торговли.
Одним из неудобных моментов для владельцев магазинов является сейчас то, что налоговый кодекс требует первичные документы на продаваемые товары в интернет-магазинах, подтверждающие факт их приобретения покупателем. К тому же, если вы работаете не один (сотрудники, поставщики и т. д.), то необходимо с каждым из участников торговли оформлять трудовой договор. Так как тема была актуальна, её вынесли на подробное обсуждение за круглым столом.
К 2011 г. специального законодательства об электронной коммерции в Украине не появилось. Основные нормы присутствуют в Законе Украины «О защите прав потребителей».
С 2011 года вступил в силу Закон Украины «О защите персональных данных», затрагивающий интересы многих интернет-деятелей.
Законодательством выделено несколько «виртуальных» форм бизнеса, а именно:
1. Сайт, интернет-магазин, интернет-компания, интернет-проект;
2. Интернет-аукцион, интернет-портал, интернет-СМИ;
3. Социальная сеть;
4. Иные
Право на такие активы (перечисленные формы бизнеса) должно быть подтверждено договорами, актами, контрактами на хостинг, регистрацией доменного имени.
Олег Гаврилюк, специалист по поисковой оптимизации и контекстной рекламе, сотрдник компании Aweb, выступил с докладом на тему эффективного управления контекстной рекламой на основании данных веб-аналитики.
Олег приводил много полезных практических рекомендаций по анализу и улучшению эффективности контекстной рекламы, например, что следует проводить сегментацию данных по времени, это позволит нацелить рекламу на определенные пики или наоборот, избежать пиков, в которые конкуренция максимальна и затраты, соответственно. Также рекомендуется создавать несколько целевых страниц и проверять конверсионность каждой из них для подбора оптимальной. Что касается мест размещения контекстной рекламы, тут тоже следует анализировать эффективность каждого, так как в разных случаях определенные места могут давать максимальную конверсию.
Для ведения рекламной компании Олег использует Google AdWords и настоятельно рекомендует привязывать AdWords-аккаунт к аккаунту Google Analitycs для отслеживания различных метрик эффективности.
Евгений Мусиенко, руководитель юзабилити-компании Турум-Бурум, рассказывал о мерчендайзинге и юзабилити в украинских интернет-магазинах. Примеры и яркость презентации делали доклад интересным и полезным с практической точки зрения.
Основная мысль доклада — не мешать тем, кто знает, что хочет и создавать желание, убеждать и продавать тем, кто в поиске.
Для улучшения юзабилити интернет-магазина Евгений рекомендует улучшать страницу товара и их категоризацию:
Отказаться от категоризации на основе базы данных, сделать свои человеческие категории товаров.
Также следует улучшать подбор товаров:
Покупатель хочет в 2-3 клика получить 7-10 товаров, среди которых можно выбрать подходящий.
Ну и конечно же, рекомендуется улучшать процесс заказа:
Делайте меньше шагов и короткие формы заказа, не прячьте товар и цену.
Станислав Городниченко, руководитель отдела разработки мобильных приложений WEB4PRO, выступил с докладом о мобильной коммерции. Как известно, использование мобильных гаджетов пользователями для выхода в Интернет с каждым годом значительно увеличивается. Однако, в Украине эту тенденцию наблюдают и активно используют пока что лишь единицы.
Станислав приводит прогнозы Google, что к 2013 году 2/3 транзакций интернет-продаж будут проходить через мобильные приложения. Так как Украина отстаёт по развитию интернет-рынка на 3-4 года, то у нас данные прогнозы будут актуальны к 2016-2017 году. Поэтому, рекомендуется со временем переориентироваться на эти устройства и создавать мобильные версии интернет-магазинов, либо специализированные мобильные приложения. Ряд владельцев интернет-магазинов уже имеют мобильные версии или приложения, однако, пока что на Украине таких единицы.
На вопрос о возможной стоимости разработки мобильной версии сайта, Станислав ответил, что обычная переверстка и создание облегченной версии сайта будет стоить от 200 у.е., а разработка специализированного мобильного приложения от 1500 у.е. Хотелось бы отметить, что средняя цифра разработки приложений сейчас на рынке 5-7 тыс. у.е., не учитывая дальнейшее продвижение этого приложения в сети для его использования. Для таких затрат мелкие и средние интернет-магазины Украины пока не готовы, но предпринимать что-то необходимо.
Также на конференции выступали и другие специалисты с интересными докладами. Некоторые из их цитат приведены ниже. После всех выступлений был круглый стол, за которым обсуждались вопросы, касающиеся деятельности интернет-магазинов в соответствии с новым налоговым кодексом.
База налоговой собрана, но пока не знает, что с ней делать.
Несмотря на разработку специальных законодательных актов, круглый стол пришел к выводу, что мелкому бизнесу пока можно все вести как и прежде, так как в основном «под раздачу» попадают крупные игроки рынка.
Когда вы дорастете до уровня Розетки, вам будет сложно спрятаться.
После круглого стола организаторы совместно со спонсорами конференции раздавали участникам призы — в основном это были сертификаты на разработку или продвижение сайта, скидки на участие в различных программах и надувные кресла.
Хочется отметить, что несмотря на первое проведение данной конференции организаторами, она прошла с пользой для многих участников, судя по интересу, проявленному при прослушивании докладов, активному общению во время перерывов и непосредственным отзывам. Выражаем благодарность организаторам мероприятия «Интернет-магазины Украины 2011» и надеемся на встречу в следующем году!
Интересные цитаты с конференции «Интернет-магазины 2011»
Е. Гунина (Promodo):
— Хотите продвигаться как rozetka.ua? Они это делают в течение 5 лет, а у вас этого времени скорей всего нет (via @devakaru).
— Хотите обойти лидера — не лезьте в высокочастотные запросы (via @iGrebinuk).
А. Марченко (Price.ua):
— Пользователи сети в основном — визуалы. Они не читают Интернет, они его смотрят (via @devakaru).
— Посетитель ждет загрузки страницы 3-4 секунды (via @Sasha_RIS).
В. Полищук (Price.ua):
— Офлайн-реклама очень дорогая и её сложно измерять.
Е. Мусиенко (Турум-Бурум):
— Люди любят людеи! (смотреть на них, доверять им.., via @tut_ua).
— Поиск — спасительная штука и если пользователь не удовлетворён им — он уходит.
— Список товаров должен продавать.
А. Фомин (AdLabs Украина):
— Ссылки в футере Яндекса на другие поисковые системы предназначены для определения качества выдачи (via @devakaru).
А. Бородатюк (Netpeak):
— Есть ли цель в позициях? Сайт — инструмент продаж. Не seo единым увеличиваются продажи (via @Grape_Co).
С. Городниченко (WEB4PRO):
— По данным Google к 2013 г 2/3 транзакций продаж будут проходить через Интернет приложения (via @devakaru).
Александр Колб (Promodo):
— Каждый круглый стол в электронной коммерции Украины сводится к тому, как пропетлять закон, #shoplist не исключение (via @alex_kolb).
Дмитрий Лаппо (kniga.biz.ua):
— В максимальном уровне бизнеса следует строить белые пути, позаботьтесь о безопасности своего бренда.
— Доверие покупателя — достаточно хрупкая вещь, но это составляющая вашего бизнеса.
— Вы не только для налоговой это делаете, а для безопасности бизнеса, для себя.