Отчет о посещении конференции РИФ+КИБ 2011
20–22 апреля в подмосковном пансионате «Лесные Дали» прошло главное весеннее мероприятие Рунета — 15-й Российский Интернет форум РИФ+КИБ 2011. Организатором конференции традиционно выступила Российская Ассоциация Электронной Торговли (РАЭК), участниками стали крупнейшие игроки российского интернет-рынка: Яндекс, Mail.Ru Group, Ru-Center, Ростелеком, Ашманов и Партнеры, Google.Ru и другие. По оценкам оргкомитета, в целом за три дня конференцию посетило около 7 тысяч человек.
Программа и формат конференции
Конференция проходила в семь параллельных потоков, всего за три дня прозвучало около 300 докладов в 70 секциях. Программа конференции состояла из четырех частей:
- секции, сформированные оргкомитетом;
- программа web2.0 – секции, сформированные и отобранные методом голосования самими участниками;
- партнерские (рекламные) секции и семинары;
- UpStart Conf – отдельный трехдневный поток, посвященный стартапам и инвестициям.
Согласно мнению многих участников, с точки зрения организации в этом году РИФ+КИБ — лучший за последние пять лет. Между компаниями-докладчиками развязалась настоящая конкуренция за внимание слушателей, и на самых интересных секциях все места были заняты уже за 30-40 минут до старта.
Масштабность мероприятия подчеркнуло приветствие Дмитрия Медведева через твиттер сразу после открытия конференции:
«Привет всем участникам РИФ! Удачной работы и содержательных дискуссий.»
День первый.
Конференция стартовала со вступительного слова Сергея Плуготаренко (РАЭК) и обзорного доклада Руслана Тагиева (ТНС групп), которые рассказали, как изменилась аудитория Рунета и что нового произошло на интернет-рынке за последний год. Согласно исследованиям ТНС, количество пользователей интернета в России в прошлом году увеличилось на 13 % — 57 млн. россиян пользуются интернетом хотя бы 1 раз в месяц. Количество пользователей мобильного интернета за 2010 год выросла на 18% – было отмечено, что уже 11% россиян, старше 16 лет, являются владельцами смартфонов.
После вступительной части слово взяли представители ведущих российских поисковиков – Яндекса (Аркадий Волож), Google.ru (Владимир Долгов) и Mail.ru Group (Дмитрий Гришин). Они сошлись во мнении, что в ближайшее время интернет будет развиваться в таких направлениях:
- социализация: социальные сети продолжат развиваться, а поисковые системы и другие сайты будут социализироваться;
- мобильность: в ближайшие пару лет мобильный интернет обойдет стационарный доступ по количеству пользователей;
- привлечение инвестиций: на интернет-рынке ожидается очередной инвестиционный бум, большие интернет-компании будут выходить на IPO; отечественные и зарубежные инвесторы будут вкладывать деньги в российские стартапы.
В параллельных потоках в первый день конференции «акулы Рунета» обсуждали наболевшие вопросы: проблемы электронной торговли, юридические аспекты бизнеса в сети, обучение кадров, авторское право, расширение доменного пространства и др.
В секции UpStart Conf ведущие российские инвесторы рассказывали владельцам стартапов, в какие проекты они готовы вкладывать деньги и как сделать бизнес в интернете успешным. Основная мысль – успешным проект делают не инвестиции, а его реальная польза для людей. По словам известного российского стартап-менеджера Антона Носика, в некоторых случаях инвестиции могут даже привести к гибели проекта, ведь за ними стоят инвесторы, которые стремятся контролировать проект, не разбираясь в нише.
День второй
Второй день конференции был посвящен практическим аспектам электронного бизнеса: интернет-рекламе и аналитике, мобильным платформам, информационной безопасности, социальным сетям и поисковым технологиями.
Судя по наплыву людей в секции поисковых технологий, на РИФ+КИБ было много оптимизаторов и представителей SEO-студий. Секция имела символическое название «В поиске счастья», и «за счастьем» в зал, который рассчитан на 100-120 человек, стремилось попасть около 300.
Михаил Волович из компании «Ашманов и Партнеры» сравнивал качество поиска ведущих поисковиков России. Согласно его словам, по «свежести» результатов и разнообразию выдачи на первом месте находится Google.ru, а по чистоте (отсутствию спама) – Яндекс.
Роман Поборчий из Яндекса рассказал о методах оценки качества выдачи. Один из методов – это анализ статистики запросов по сессиям. Цель такого анализа – определить, что именно искали пользователи, набравшие в поисковой строке тот или иной запрос. Еще один интересный метод – эксперименты на пользователях. Определенному проценту пользователей показывается выдача, сформированная новым алгоритмом, качество этой выдачи оценивается по нескольким метрикам (средняя позиции первого клика, количество некликнутых ссылок на первой странице и т.д.). Также Роман отметил, что разные группы пользователей по своим предпочтениям могут сильно отличаться друг от друга. Например, фанаты мобильной платформы Apple чаще всего интересуются в поиске прическами, салонами красоты и алкогольными напитками, в то время как пользователи платформы Android ищут эротические игры, электронную музыку и архивы программ.
Владимир Офицеров, главный специалист качества поиска Google, рассказал про основные нововведения в поисковике за прошедший год. По его словам, система индексации сайтов была полностью переписана, что позволило ускорить ее в несколько раз. Также очень много работы было проведено по части борьбы со спамом и внедрения «живой» выдачи. Ближайшие планы – социализация поиска. Каждый владелец сайта сможет вставить на свой сайт кнопку «+1» от Google, на которую смогут нажимать авторизированные пользователи. Как будет влиять количество таких нажатий на авторитет сайта и его позиции, не уточнялось.
Много дискуссий о социализации поиска вызвало выступление Андрея Калинина из Mail.Ru Group. В Mail.ru уже сейчас есть возможность рекомендовать понравившиеся сайты и, по словам Калинина, количество рекомендаций в ближайшее время будет сказываться на выдаче сайта. Согласно мнению зала, это большая возможность для накруток, но Андрей утверждает, что стратегия борьбы с накрутками уже есть.
День третий
Самым ярким событием третьего дня была секция о менеджменте в веб-проектах, где топ-менеджеры и владельцы ведущих российских компаний рассказывали о том, как построить «компанию мечты».
Максим Спиридонов (ИД «Ройбер») считает, что успех компании определяется человеческим фактором. Правильный выбор сотрудников и умение их мотивировать – основной принцип построения «компании мечты». Согласно мнению Максима, сотрудников, работающих в такой компании, нужно мотивировать не материальными, а социальными благами, так как людям нужны не деньги, а те блага, которые они за них получают.
Сергей Котырев («Юмисофт») считает, что идеальную «компанию мечты» построить невозможно, так как у каждого сотрудника – своя мечта. Но вполне успешную компанию построить все-таки можно. Главное, что при этом нужно брать во внимание менеджеру – это менталитет страны, в которой мы живем.
Кирилл Готовцев (Маньяко) считает, что основной целью «компания мечты» должно быть счастье сотрудников, а не завоевание рынка или удовлетворение личных амбиций руководства. Сотрудник должен чувствовать себя на работе комфортно, уютно, и счастливо, как дома, ведь в его понимании рабочий коллектив – это большая семья.
Илья Никулин (Текарт) поделился практическим опытом создания успешной компании. С его точки зрения, обучение перспективных сотрудников – это лучшие инвестиции в развитие компании. Брать людей без опыта и вкладывать деньги в их обучение намного выгоднее с точки зрения постоянства и профессионализма кадров, считает Илья.
Живое общение.
После окончания официальных секций жизнь на РИФе не заканчивалась – вечером начинались неофициальные развлекательные мероприятия. В первый день конференции во время вечернего фуршета публику развлекали Comedy Woman, группа «Приключения Электроников» и Денис Симачев, на второй день участники веселились на вечеринке Mail.Ru. Кроме этого, во время всей конференции между участниками проходило живое общение в неформальной обстановке – люди одного круга знакомились в оффлайне, обменивались опытом, менялись контактами, обсуждали наболевшие вопросы. Во время конференции многие встречались с друзьями и знакомыми из сети, менялись визитками и просто хорошо отдыхали. В целом, у меня остались очень положительные впечатления, и если будет возможность посетить РИФ+КИБ в следующем году – обязательно поеду!
Дополнительно
Итоги 1-го дня на www.rif.ru | Итоги 2-го дня | Краткий фоторепортаж
Репортаж подготовила Елена Камская (Optimizatorsha.ru) специально для Optimization.com.ua.