А.Садовский: «Внешняя сторона поиска Яндекса: взгляд изнутри»
26 октября 2012 в Киеве начался 1-ый день ежегодной конференции по поисковой оптимизации и продвижению сайтов в Интернет Optimization.com.ua, на которой выступил представитель Яндекса Александр Садовский. Пятница, все киевляне работают, а мы собрались здесь для общения и повышения своей квалификации. Полное выступление представителя Яндекса можно послушать в размещенном ниже подкасте.
Александр рассказал про внешнюю сторону поисковой машины — её интерфейс. Первый вопрос, который возникает при взгляде на сайт — «Какая разница, какой у него дизайн или интерфейс?» Но при первой работе с сайтом видно, что интерфейс это очень важно. Если задуматься о философии СЕРПа, то как таковой её нет у Яндекса, есть лишь наметки.
Сравнивая поисковую систему с аэропортом, местом, куда приходит человек, чтобы переместиться в другой город без задержки, Александр замечает, что человек может не получить ожидаемый результат. Отсюда меняется концепция Яндекса — от «давать ответы на вопросы» до «решать задачу пользователя», что довольно трудоемко. Яндекс старается быть поиском по всему, но при этом пользовать должен знать о существовании вертикальных поисках.
По мнению А.Садовского, поиск должен быть службой единого окна.
Это можно реализовать через:
- Навигация через контент, а не через запрос.
- Группировка результатов. По одному результату определить, что это то самое — очень сложно.
- Дизайн в стиле предложений. Управляющий элемент возникает лишь тогда, когда необходим, а не присутствует всегда.
Яндекс все тестирует на людях и рекомендует остальным делать то же самое, с помощью фокус-групп, ай-трекинга, A/B-тестирования, приводя ряд примеров.
Основная проблема в A/B-тестировании — как определить результат? Нужно научиться формулировать гипотезы, как изменится поведение в следствии изменения такого-то дизайна.
Минорные изменения в дизайне иногда приводят к огромным изменениям в поведении пользователей на сайте. Это можно узнать лишь из A/B-тестирования.
Также на этом мероприятии Александр упомянул, что буквально вчера Яндекс запустил в выдаче поиск приложений, найдя для результатов оптимальный интерфейс.
Вопросы и ответы
А.Колб: В Forbes была статья, что гугл может манипулировать мнением пользователя. Запросы с ошибками они изменяют, дают подсказки и так далее. Не кажется ли вам, что Яндекс и Google могут управлять поведением пользователей? И второй вопрос. Яндекс хочет решить проблему — пробки, такси.. будет ли в этом направлении дальше двигаться Яндекс?
А.Садовский: В самом вопросе формулируется этическая претензия. Манипулирование — искажение результатов и подсовывание своих. Интернет это среда где все бесплатно и в одном клике. Если пользователь чувствует, что что-то не так, то он быстро уйдет в другую систему. К примеру, за счет появления конкуренции в Турции люди почувствовали движение и пользу (на примерах адсенс).
Решать задачи это подход трудоемкий и сложный. Мы в этом направлении будем двигаться, но это движение будет очень медленным. Менять бизнес это менять привычки людей, передоговариваться, менять привычные схемы.
Вопрос от оптимизатора: Отслеживаю в аналитике запросы в Google и с Яндекса. В Яндексе с рекламы и органического поиска показатель отказов выше. Есть ли разница между пользователями Яндекса и Гугла? Например, Google дает 57% отказов, Яндекс — 75%.
А.Садовский: Есть ответ про поисковые системы, есть ответ про ваш сайт. Сайты на первой позиции получают больше аудитории, принимающих спонтанное решение. В зависимости от позиции сайта в рекламе и поиске гугла, может меняться доля спонтанной аудитории на сайте и показатель отказов. Второй вариант — описание в сниппетах. Также, если у вас очень специфическая тема, то может влиять бренд.
Вопрос от А.Иванова: В прошлую пятницу на конфе Яндекса в Москве была инфа, что 3/4 пользователей пользуются и гуглом и яндексом…. есть какие-то данные по Украине.
А.Садовский: Там где есть реальная конкуренция поисковых машин, монопоисковых пользователей довольно мало.
Вопрос из зала: Как часто слово «Google» вводят в Яндексе?
А.Садовский: Это нечастый запрос. Чаще всего в Яндексе ищут «одноклассники» и «вконтакте», которые обогнали даже запрос «порно».
На удивление, вопросов Александру в этот раз было не много.