Отчет с SMM.ua 2012
21 сентября в Киеве в БЦ «Парус» состоялась Вторая конференция, посвященная маркетингу в социальных медиа SMM.ua. Компании-организатору Promodo и соорганизатору Prodigi удалось собрать под одной крышей 300 человек. В Твиттер по хэштегу конференции #smmua твитил 401 человек. В итоге было создано более 2 000 твитов.
Официальный Твиттер-хэштег конференции — это на самом деле отдельный рассказ. В нем пытались нанимать на работу smm-специалистов, дизайнеров и программистов, пытались продавать гаражи и просто спамить, так как тег вошел в достаточно популярные теги Твиттера. Люди, которые по тем или иным причинам не попали на конференцию, могли с помощью ленты по этому тегу и капельки терпения при отсеивании юмористических или спамовых твитов в прямом эфире знакомиться с докладами, так как прямую трансляцию в Твиттере вели по меньшей мере несколько человек.
В желающих попасть на конференцию не было недостатка. Конференция предназначалась скорее для коллег по цеху — специалистов digital-агентств, так или иначе связанных с продвижением в социальных медиа. Однако на мероприятии были также замечены seoшники, представители крупных интернет-компаний, а также офлайн-бизнеса. Нельзя сказать, что вторые были в меньшинстве, однако на фоне бомонда киевской digital-тусовки они явно немного терялись.
Организация конференции не вызывала никаких вопросов. Быстрая удобная регистрация практически не позволяла собираться очередям — даже в час пик. Максимальное следование регламенту и графику докладчиков и модераторов было очень кстати, потому что конференция проходила в два потока, и часто можно было видеть группки мигрантов из первого зала во второй и наоборот. Программы двух залов были полностью согласованы друг с другом по времени.
Сами доклады, «если прикинуть общую температуру по больнице», по пятибалльной шкале можно оценить на «4+», так как, несмотря на желание оргкомитета не пропустить ни одного доклада, основанного на одном self-promo, полностью избежать этого все же не получилось. Однако эти пара докладов с лихвой перекрывались другими — интересными, нужными, захватывающими и просто классными — докладами. Отдельно хотелось бы отметить Ярослава Ажнюка с докладом об инструментах для бизнеса и модели POEM, Илью Петрова с докладом о создании правильной digital-стратегии, Максима Юрина с целой кучей отпадных российских кейсов, Дамира Халилова с докладом о том, как получать бренд-амбасадоров, Дмитрия Воскресенского с докладом о вирусном видео и, конечно же, Максона Пуговского с его незабываемой машиной времени, эффектами и очками виртуальной реальности. Вообще отдельно хочется подчеркнуть высокие знания докладчиков, желание ими поделиться и умение завлекать аудиторию.
Так как мероприятия такого уровня должны иметь некую собственную эксклюзивность — как в общении с теми, кто приехал слушать и докладывать, так и в самих докладах, видеотрансляция не предусматривалась. Тем более что приятной атмосферы не передашь ни одной видеокамерой.
Кейтеринг и фановая часть не вызывали ни одного вопроса — все было на высшем уровне. Чего только стоит тот факт, что на конференции был настоящий хитрющий рыжий генератор трафика в социальных сетях и тренд номер раз — настоящий котик (Джеймс). С ним с радостью фотографировались, его тискали и кормили, для чего на стенде компании Promodo был заранее приготовлен корм. Было и специальное crazy-меню, в которое входило бритье кота, тягание за хвост и другие «милые» вещи. Но им никто так и не захотел воспользоваться: котик всем очень понравился, и обижать его ни у кого не поднялась рука. Кроме того, на конференции можно было получить распечатанные фотографии из Instagram’а: для этого их достаточно было снабдить специальным хэштегом #smmua_kiev, и они автоматически печатались.
Если подводить итог, то конференция удалась с любой точки зрения. Отличная организация и высокий уровень докладов доказали состоятельность оргкомитета. Профессионально подготовленная аудитория и высокий интерес к мероприятию показали заинтересованность рынка в SMM и возросший уровень самих участников рынка.
Лучший твит конференции
Чтобы понять, что такое «постиндустриальное общество», достаточно осознать, что Инстаграм стоит дороже АвтоВаза
Murketolog (виртуальный персонаж, который по нашим сведениям даже не был на конференции).
Конспект докладов:
Антон Волнухин, Яндекс Россия:
- Мы, в отличие от других больших поисковых систем, никогда не пытались построить свою социальную сеть.
- В Украине в соцсетях зарегистрировано 30 млн пользователей. 20 млн — VK, 6 млн — Одноклассники, 2 млн — FB.
- Twitter — медийная социальная сеть. В России он занимает место ЖЖ.
- Поток записей из FB никому почти не отдает. Чуть-чуть он показывает Bing’у, но на этом все.
- Длина твита на русском — 72 символа. На украинском — 84.
- Мы не хотим, чтобы новости попадали в поиск по блогам. Это должен быть поток мнений.
Всеволод Гаврилюк, Founder & CEO, и Богдан Хомив, SemanticForce:
- Потребители не очень любят звонить по телефону: им удобней спрашивать в соцсетях и ожидать ответа в течение часа…
- Автоматический анализ текстовых данных применим к оценке тональности, маркетинговым исследованиям, контролю качества, выявлению скрытых проблем.
- Анализировать тон сообщений девушек о косметике невероятно сложно.
- Анализ текстов — не только тональность. Автоматический анализ текстовых данных применим для маркетинговых исследований и других сегментов.
- Social media социолог — профессия будущего.
- Система правил анализа текста не зависит от языка.
Дарья Ефременко, Youscan:
- Иногда клиент отказывается работать с негативом, если его слишком много.
- Необоснованный негатив можно комментировать, а можно и троллить.
- Сегодня в банках с соцсетями работает 2-3 человека, изредка больше.
Ярослав Ажнюк, SMM-консультант:
- SMM — это Social Media + Marketing.
- Огромный миф SMM – о том, что всем надо иметь страницы в ФБ и ВК. Это не так. Главное — не путать инструменты. Digital — это не группы в FB и других сетях. Для SaaS-проектов и e-commerce-проектов не всегда нужны сообщества. Другие инструменты будут более полезны.
- В социальных сетях можно затаргетить рекламу так, чтобы попасть в точную аудиторию, даже достаточно маленькую.
- Второй миф заключается в том, что один подход работает для всех. Это не так.
- Еще один миф касается smm-менеджера. Это такой волшебник, который придет и все сделает. Должен быть человек, который следит за новостями в индустрии, кейсами и другими статьями и делает отчеты.
- Креативщик отвечает за форму, а product-менеджер — за механику.
- Концепция POEM — платные, собственные и завоеванные медиа. Это краеугольная концепция в SMM — pic.twitter.com/Mny3nCls
- Завоеванные медиа вызывают самое большое доверие. Платные медиа быстры, просты; большая аудитория и маленькое доверие. Собственные медиа имеют большое доверие, но дороги и долги для построения.
- Выгодность собственных медиа в том, что новый контакт с человеком почти ничего не стоит.
- Мобильные приложения — это также собственные.
- Я не понимаю, почему большинство украинских агентств не использует POEM.
- Каждому виду бизнеса — свои инструменты SMM.
- B2B компаниям надо присмотреться к Quora.
- Rozetka создала самое большое сообщество в Украине в FB. 28 млн просмотров на YouTube-канале Розетки. Это один из самых смотрибельных каналов Украины.
- Форсквер — это must have для всех заведений общественного питания.
- POEM модель можно конвертировать в «деньги», пересчитав на «платные публикации».
- G+ очень мало используется. 400 тысяч наших аккаунтов, а живых еще меньше. Ближайший год в Украине на G+ смотреть, я думаю, не стоит.
- Я думаю, что серьезный бренд не должен постить картинки с цитатами. Надо искать более интеллектуальный контент.
- Я не знаю страниц ВК, которые были бы популярны и постили бы не только развлекательный контент.
Евгений Сафонов, главный редактор The Village:
- «Интересно нам – интересно читателям». Мы придерживаемся такого правила.
- Как находятся темы? Нужно быть максимально внимательным к себе, к тому, что вас интересует.
- Расшаривать материал на Facebook лучше с картинкой — это дает больше переходов.
- В The Village все авторы — фрилансеры, но пишут на постоянной основе.
- Самое важное — дорожить репутацией и доверием. Нет PR-материалам! PR-материалы — это совершенно архаичные и рудиментарные материалы, которые наносят урон доверию к изданию.
- Не выпускайте сырые материалы.
- Не брать чужого. Если ссылаться — то не один раз. В свою очередь требовать такого же отношения к себе.
- Мы не боимся говорить и рекламировать чужой бизнес, если это действительно классно.
- В Интернете не любят читать — люди любят смотреть картинки.
- Избегайте оценочных суждений от своего имени. Нужна оценка — обратитесь за комментариями к экспертам.
- Все, что можно показать, нужно показывать, а не описывать; в этом может помочь инфографика.
- Используйте микроформаты: фото дня, цитата дня, цифра дня.
- The Village не видит смысла в Google Plus. The Village постит в Facebook 5-6 постов в день.
- Не отвечайте на каждый комментарий и не сюсюкайтесь со своим комьюнити.
Илья Петров, Strategy&Creative Director Leto, Ark Group:
- Когда клиент просит у агентства какие-то показатели, для агентства нет проблем «нарисовать» любые данные.
- Social media — несколько размытая отрасль. На самом деле ничего нового: та же реклама и те же баннеры.
- Когда есть цель маркетинга, тогда уже можно начинать подбирать инструменты, решения и др.
- Социальные сети важны, потому что пользователь может подписаться, и после этого мы можем ему пушать, когда мы хотим, а не когда хочет он.
- В целом соцмедиа могут быть везде, даже не имея там страниц.
- Плохо, когда развитие сообщества становится самоцелью.
- Связь между «мало комментируют» и «мало покупают» огромна. О бизнес-интересах нельзя забывать никогда.
- Главный вопрос — что нам делать в соцсетях со случайным человеком.
- «Популярные группы» не равно «хорошие группы».
- Мы хотим общаться с каждым человеком в отдельности, с его потребностями.
- Каждый человек, которого мы привлекли, может привести к нам других. И это для нас важно, в этом его ценность.
Александр Круглов, евангелист, представитель социальной сети Вконтакте:
- Мы вроде как по-прежнему являемся номером один.
- Мне не нравится юзер-экспирианс Фейсбука. Но мне приходится там общаться.
- Нас 38,5 млн пользователей в день всего. Украина — второй по важности рынок. 7,5 млн пользователей в день.
- Мы — соцсеть для взрослых (в хорошем смысле этого слова). Ядро пользователей — 25-28 лет.
- На Украине мы даже более популярны, чем в РФ.
- Наш формат видеорекламы уникален, потому что инициируется пользователем.
- Мы стоим на острие рекламных технологий! Мы — паровоз очистки рынка.
- Мы не ведем переговоров со своей стороны с Дискусом об авторизации. Это они должны нам писать.
- Котики — это чисто b2b’шная штука.
Дамир Халилов, директор компании GreenPR:
- Оценить лидера мнений можно по количеству подписчиков, активности, облаку тем, продажности и позиции в рейтингах.
- Для работы следует выбирать тех блогеров, материалы которых часто репостят другие блогеры.
- Одно из основных свойств блогера –лень. Чем больше задач мы за него решим, тем лучше!
- Когда пользователи видят слово «скидка», у них включается антирекламный фильтр.
- Пьяные работники Эпл теряют в барах прототипы айфонов, а блогеры их «случайно» находят.
- Нет смысла работать с блогами с менее чем 300 подписчиков. Оптимально — от 500. Исключение — узкие ниши.
- Ангажированность может убить блогосферу.
- Платное сотрудничество с лидерами мнений влечет за собой репутационные риски.
- Модели работы с лидерами мнений: тестирование, инфо-модель, эвент-модель, партнерство и ангажемент.
Евгений Сафонов, руководитель SMM-отдела Promodo:
- Охват пользователей в ФБ показывается за последние 28 дней.
- Очевидно, что автоматический постинг неэффективен. Не ленитесь, постите руками.
- Лучший охват дают картинки с подписью, а лучшее вовлечение — фотоальбомы.
- Начиная все делать вручную, вы повышаете эффективность.
- Формула эффективности контента — pic.twitter.com/9bvfKe5Q
Оксана Завойко, директор агентства цифрового маркетинга Prodigi:
- Сначала книги Котлера,а потом в Фэйсбук!
- Всегда надо помнить о целях, о том, зачем вам эти 10 000 фанов.
- Найдите ваших лояльных покупателей. И вам важен не охват, а вовлечение таких людей.
- В SMM стал главным маркетинг, а не просто лайки и ипады.
- Люди делятся только тем, что им нравится.
- В социальных сетях не работает видеореклама. Чем больше вы отрываете, тем хуже. Чем больше вы даете и вовлекаете, тем лучше.
- В ВК люди привыкли коммуцировать иначе, и тут ничего пока не поменяешь.
- ФБ для меня основная лента новостей. Теперь то, что я буду читать, определяет не редактор и не поисковик, а другие люди.
- Из 14 млн украинцев, которые выходят в сеть, 90% сказали, что их цель — социальные сети.
- SMM с психологической стороны больше похож на отношения :)
- Бренды теперь не принадлежат рекламодателям, а принадлежат сообществу фанов в социальных сетях.
- Есть очень много брендов, которым не нужны страницы: им нужен просто охват.
- Главный тренд украинского Интернета: «Поделайте мне что-нибудь в Интернете». Образование клиентов идет очень медленно.
- В Украине почти нет блогосферы.
- У нас нет успешных проектов по увеличению продаж.
- Социальные сети — это место общение людей, но это не совсем место продаж.
Макс Юрин, SMM-директор Red Keds:
- Украинский кейс Хонды в FB — пример для подражания.
- Пользователи ленятся, они не создают контент.
- Весь контент в соцсетях создается тематическими информационными группами.
- Не бойтесь использовать в контенте политику, культуру — все то, что люди обсуждают в реальной жизни.
- 10-15$ тысяч за креативную стратегию и от 50-70$ тысяч с продакшном.
- Российские клиенты готовы платить за стратегии.
Дмитрий Воскресенский, Digital Strategist Grey moscow
- Почему видео пересылают? Причины 2: рацио и эмоцио. «Книга рецептов» от @duck_of_d00m: коты, рэп, необычные возможности, chain reaction, дети, мемы, экстрим-спорт, ругань, маргиналы, музыкальные вещи, рассказ с помощью интернета, самое большое и самое маленькое, ростовые куклы, онлайн в оффлайне, странное искусство, розыгрыши.
- Идеальная продолжительность вирусного видео — миф.