SEO-текст, который полюбят поисковики: какой он?
Контент – важная составляющая для успешного продвижения любого сайта. Тексты, графика, видео – все это относится к контенту. И seo-тексты – далеко не последний фактор, который необходимо учитывать, если вы хотите понравиться пользователям и поисковикам.
Будем откровенны: сначала SEO-оптимизаторы научили копирайтеров спамить. Традиционно, в техническом задании указывался длинный список ключей, используя которые (все!), необходимо было написать текст, объемом 1500-2000 символов. Естественно, тексты получались корявыми и откровенно заспамленными.
Сегодня ситуация вынуждает сеошников переучивать копирайтеров и настраивать их на создание более человеческих текстов. А все потому, что и Google, и Яндекс хотят видеть в выдаче нормальный контент, документы, которые будут полезны людям. У оптимизаторов и копирайтеров нет выбора: нужно подстраиваться под требования пожелания поисковых систем.
Существенных отличий между контентом под Google и Яндекс – нет. Хотя Яндекс более требовательный к текстам и намного лучше понимает русскую морфологию.
На что обращать внимание при написании seo-текстов
Если проанализировать выдачу, то окажется, что на лидирующих позициях, зачастую, находятся крупные сайты. Можно предположить, что сайты с большим количеством страниц собирают вокруг себя огромную аудиторию. В свою очередь, великое множество читателей предполагает наличие на каждой из страниц большого текста. Или наоборот – небольшого?
Многих оптимизаторов мучает именно этот вопрос: какой объем текста оптимальный? 500, 1000, 10 000 знаков? Неважно. Важно то, насколько полезен текст для пользователя, выполняет ли он свои задачи, становится ли катализатором каких-либо действий (заставляет нажать на кнопку, перейти по ссылке, купить товар). Нельзя забывать также и о конкурентах: нужно смотреть, каким контентом оперируют они и какие позиции в итоге занимают.
Контент – это способ взаимодействия с пользователями. Причем данное утверждение справедливо по отношению ко всем страницам сайта: везде должны быть созданы оптимальные условия для посетителей.
Случается такое, что на странице размещен хорошо оптимизированный, читабельный текст. Но сайт при этом никак не попадет ТОП. Не спешите винить во всех смертных грехах текст. Яндекс, допустим, оценивает не только ту одну страницу, которую планирует ранжировать. Поисковик оценивает сайт в целом: какие он содержит страницы, насколько они качественные и так далее. К примеру, если весь сайт о кирпиче, а мы пытаемся продвинуть одну его страницу с текстом о песке, наша удача в этом деле весьма сомнительна.
Работать над сайтом следует так, чтобы регулярно происходила конвертация посетителей в покупателей. В этом поможет качественная графика, инфографика, аккуратная верстка, наличие возможности делать заказ прямо из текста и т.д. Проще говоря, контакты должны быть под рукой, а графика и текст – радовать глаз и стимулировать покупку.
Как видим, существует множество сопутствующих критериев для ранжирования, которые учитывает Яндекс. Поэтому одним текстом поисковик сыт не будет. Его нужно кормить комплексными обедами.
Плотность ключевиков – вчерашний день
Еще года 3-4 назад на ранжирование сайта сильно влияла плотность ключей и объем текста. Сегодня плотность и объем постепенно теряют свою значимость. На первый план выходят другие факторы. Так, Яндекс собирается серьезно исследовать уровень интересности контента для человека.
В наши дни такое понятие, как «продающий текст», практически исчерпало себя. Продающий текст в традиционном его понимании может быть очень далек от того, который хочет увидеть поисковая система.
Чтобы написать полезный и человекопонятный текст, необходимо оперировать терминами. Каждый существующий термин обладает определенным весом (ценностью) в глазах поисковой системы. По весомости все термины разнятся, наша же задача – выбрать только самые весомые. Зачем? Дело в том, что поисковая система должна давать пользователю ответ, максимально релевантный его запросу. Для этого она учитывает все документы, содержащиеся в ее базе. И чем больше там документов, тем полнее будет ответ. Более того, поисковая система очень трепетно относится к документам, которые содержат редкие термины. Ей это нужно, чтобы расширить полноту своего ответа. Откуда брать такие термины? С тех сайтов, которые находятся на первых позициях выдачи по интересующим нас запросам. Анализируем, сопоставляем со своим контентом и подбираем подходящие нам слова.
Проблемой №1 современного SEO можно смело считать заспамленность.
Какой текст считается переспамленным
Первое, что должно бросаться в глаза, это неграмотный, неинтересный, банальный, а потому – некачественный контент. То есть, разумеется, можно отличить текст, созданный опытным писателем, от текста, написанного первоклассником Петей.
Искажению текста и его порче способствует неграмотное использование ключевых слов. Из-за этого даже вполне адекватный текст враз превращается в бессмыслицу.
Эксперты различают абсолютную и относительную заспамленность. Нечитабельный, трудный для восприятия, с ошибками текст – это пример абсолютной заспамленности.
Нормальный текст обладает статистическими параметрами: количество стоп-слов, количество прилагательных в превосходной степени, их концентрация в документе и так далее Поисковик постоянно учитывает эти показатели, поэтому игнорировать их при составлении текста по крайней мере неразумно.
Существует также относительная переоптимизация. В данном случае речь идет о перегруженности документа ключевыми словами. Во многом причина этого кроется в изначально неправильно составленном семантическом ядре. Иногда ошибочно подбирается слишком много ключей. В этот список попадают даже те слова, которые впоследствии так и не будут размещены на продвигаемой странице. К примеру, пользователь искал двусловник, а на странице, которая выдается по этому запросу, его нет. Вместо этого одна часть двусловника размещена в верхней части документа, вторая – в нижней. Выход: пересмотреть СЯ, сузить его или подобрать более релевантные ключи.
Можно также делать внутреннюю перелинковку. Следует помнить: перелинковываться должны только те страницы, у которых есть что-то общее, содержание которых – тематически родственное. Ссылка не должна выглядеть искусственной, чтобы не сигнализировать поисковику о спаме. Кроме того, старайтесь не ставить гиперссылку на ключ, по которому продвигается текущая страница: вы рискуете передать ее вес другой странице.
А теперь о том, как, собственно, работать с ключевыми словами и как написать хороший seo-текст.
Каждый копирайтер должен знать
У любой страницы есть несколько зон – TITLE, Description, H1, начало текста, H2, текст, конец текста – у каждой из которых своя задача и свой вес. Если вовремя не дать копирайтеру четкое задание, он может разместить ключевые слова не там, где нужно (например, не вверху документа, а внизу).
Специалисты не советуют начинать документ с ключевиков, поскольку поисковик сразу же поймет, по каким словам мы продвигаемся. Аккуратно прописывайте ключи или их словоформы Разместите в середине читабельного текста. То же касается и H1, H2, Title и Description: не напичкивайте их ключами. Лучше опишите здесь услуги компании, разумеется, с грамотным использованием ключевых слов: они должны выглядеть как можно естественней.
Под H1 идет мини-анонс статьи из 3-4 предложений, раскрывающий суть всего документа. По первому предложению пользователь должен узнать, о чем будет идти речь дальше. Писать здесь о том, насколько наша компания классная – неправильно. Нужно постараться сразу же сообщить, чем она занимается. Неправильно также приводить в этом участке документа список всех услуг/товаров, которые предлагает компания. Сосредоточиться стоит на чем-то одном. Существует такое понятие, как тематическая широта. Чем она уже, тем текст релевантней запросу. Ведь поисковику нужно соотнести запрос с определенной группой тематически близких слов в тексте, и поможет с этим как раз наличие терминов одной тематики, а не разрозненных слов.
Например, часто в начале статьи сообщается сразу и обо всем – продаем песок, щебень, кладем кирпич, строгаем доски, носим диваны и пр. Плюс указывается цена на всю продукцию и виды услуг.
Так делать не следует, если стоит задача увеличить релевантность страницы. Чем больше разноплановой информации, тем шире будет становиться тематическая канва, а, соответственно, текст – менее релевантен запросу.
Под H2 идет более солидный по объему блок. В нем содержится конкретная информация о компании, ее предложении и ценах. Весомей его сделает наличие ключа ближе к началу.
Впрочем, как говорилось выше, начинать абзацы с ключа не очень полезно. Это уже получится заспамленность какая-то. Избежать ее можно, ориентируясь на «подсвеченные слова» – они же слова, близкие по смыслу к основным ключам. В выдаче они выделяются («подсвечиваются») жирным шрифтом.
Что имеется в виду? В этом месте предлагаем подробнее остановиться на понятии LSI (http://www.seobook.com/archives/000657.shtml). Latent Semantic Indexing – это скрытая семантическая индексация, которую используют в своем алгоритме поисковые системы. Метод LSI ориентирован на поиск в документе именно тех выражений, которые соответствуют вашему запросу. Он основан на смысловых связях между словами, определяет отношение конкретного слова к той или иной области знаний, а также учитывает отраслевую терминологию. Наличие семантических связей между словами – признак естественного текста.
Пример: вы продаете яблоки, то есть – фрукты. Но в выдаче по запросу «яблоко» появляются сайты, совершенно разной тематики, и вам нужно как-то опередить их:
Как определить? Поисковиками приветствуются словоформы, то есть можно склонять ключевые слова. Кроме того, добавляйте в текст синонимы ключей и те слова, которые прямо или косвенно относятся к вашей нише.
Совет сеошника: если вы пишете о собачках, то не нужно писать только о собачках. Пишите также о поводках, лапах, хвостах, блохах, в конце концов.
Расширить семантику можно при помощи такого сервиса, как Quintura (http://quintura.ru/).
Смело используйте в тексте стоп-слова. Их поисковики не учитывают. Зато союзы (и, но, как, для того чтобы, тем не менее и т.д.), частицы (как раз, ведь, все-таки и т.д.), предлоги (несмотря на, в отличие от, около и т.д.) и вводные слова (кстати, между прочим, значит и т.д.) помогут избежать переспама и сделают язык текста «человеческим».
Важный момент – длина предложений. Они должны быть разными по длине. Оптимальный вариант – 15-20 слов. Однако нельзя загонять копирайтера в рамки, говоря, что предложения должны состоять из 16 слов и точка. Он почувствует себя ни много ни мало – роботом. Дайте рекомендацию почитать русских классиков и посмотреть, какие синтаксические конструкции используют они.
Бывает такое, что страница «не лезет». Принимается решение добавить вхождений путем составления предложений, типа «Наш кирпич – самый качественный!» Такая конструкция слишком короткая и бесполезная как для поисковика, так и для пользователя. По сути это – спам.
Интересная ситуация с вопросительными предложениями. Их эксперты советуют избегать. Как-никак, а пользователь пришел к вам получить конкретный ответ по конретному вопросу, а вы еще дополнительно пригружаете его вопросами. Нехорошо. Странно выглядит также конструкция, когда сначала автор задает вопрос, и дальше сам же отвечает на него.
Как вариант, можно пойти на некую хитрость: задать вопрос, но не ставить в конце вопросительный знак. Без него поисковик не поймет, что предложение – вопросительное.
Важный момент – кучность ключей. Нормально, если все ключи равномерно разбросаны по всему тексту. Хуже, если они сконцентрированы в одном месте. Так легко можно угораздить под фильтр.
Очень страшно выглядит ключ «кирпич купить Харьков». Он никогда не сможет органично влиться в текст. Но использовать его нужно. Как быть? Не обязательно сохранять точно такой порядок слов, лучше разбить эту фразу другими словами.
Замечено, что плохим считается текст откровенно рекламного характера: великолепный сайт, превосходное предложение, отличнейший товар, самые низкие цены и т.д. Проще говоря, пафос задвигаем в долгий ящик и учимся быть скромнее :).
Естественно, не последняя роль отводится уникальности текста. Она должна быть высокой – ближе к 100%. Вообще, правильный контент – это профессиональный, интересный, функциональный, многоразовый и многозначный контент. Грамотно структурируйте его, чтобы у пользователя была мотивация продвигаться дальше, чтобы он не запутался в ваших «портянках». Разумеется, если кто-то готовиться к экзаменам, он проглотит любой текст, но если же человек зашел, чтобы купить мышку к компьютеру, он не станет читать ваше повествование.
Защищаем контент
Займитесь вопросом защиты контента. Известно ведь, что воровство контента – нормальное сейчас явление. Нужно иметь в виду – поисковые системы не пытаются распознать оригинал и копию. Им все равно. Их задача – удовлетворить запросы пользователей. К тому же, в Рунете практически нет статей с уникальностью 100%. Какая-то часть каждого текста в каком-либо виде уже встречалась где-то. Это значит, что четко разграничить оригинал и рерайт (копию) – невозможно.
Но не все так грустно. Почаще, а лучше – с завидным постоянством, обновляйте контент на входных страницах. Это хорошо сказывается на ранжировании.
Закупайте ссылки с быстроиндексируемых сайтов, а текст для ссылок – берите со своих же текстов (разбивайте текст на кусочки специально под ссылки).
И в завершение отметим. Во многих компаниях (как в крупных, так и в малых) нет четкого понимания ценности контента и тех задач, на решение которых он направлен. Следует помнить, что ценный контент формирует вашу целевую аудиторию, способствует запоминанию бренда и сайта. Именно благодаря хорошему контенту удастся установить контакт с потенциальными клиентами и ускорить тем самым их конвертацию в реальных покупателей.