Отчет с онлайн-конференции «Практика онлайн-бизнеса»
28 июня 2012 года состоялась онлайн-конференция «Практика онлайн-бизнеса», организованная Школой практического Интернет-маркетинга «Нетология» и лично Максимом Спиридоновым. Нельзя с уверенностью утверждать, что это первая подобная конференция в истории, но точно можно сказать, что это была самая успешная конференция в онлайн-пространстве. В разное время дня участвовало от 300 до 400 человек одновременно, а такую аудиторию сложно собрать даже на бесплатное онлайн-событие. Чего стоит только тот факт, что хэштег конференции #obpconf попал на третье место в трендах русского Twitter’а. Насколько нам известно, прежде ни одно событие из сферы Интернет-маркетинга не удостаивалось такого внимания.
Организовано все было отлично. Спикеры общались с аудиторией из специальной студии, что благодаря использованию профессиональной видеозаписывающей техники позволяло получить хорошую картинку. Пользователям предлагалось смотреть конференцию в удобном Flash-приложении, которое давало возможность просматривать видео, презентации участников, общаться в общем чате, задавать вопросы спикерам (спикеры отвечали как устно, так и в самом чате — уже после завершения своего выступления), просматривать Twitter-ленту по хэштегу конференции, а также делать заметки.
Еще одни немаловажным моментом такого формата конференций можно считать сосредоточенность на самой конференции, то есть на докладах спикеров, так как контакты с другими участники были сильно ограничены из-за формата, хотя для кого-то это может показаться минусом.
Докладов и докладчиков было много — на полный рабочий день, практически без перерывов. Однако не все выступавшие рассчитывали на один и тот же уровень подготовки аудитории, из-за чего в итоге звучали либо очень специализированные доклады, интересные исключительно профессионалам в данной отрасли, либо выступления, рассчитанные на ликбез новичков. К последним можно отнести доклады Аркадия Сандлера (основатель и генеральный директор Essential Commerce), а также Анны Карауловой (MediaGuru, генеральный директор) — ее доклад о контекстной рекламе хоть и был живым и интересным, но явно адресовался новичкам.
Вообще позиционирование конференции — это единственное, в чем можно упрекнуть организаторов. Так и осталось непонятным, для кого конкретно была предназначена эта конференция — для работников отрасли, для предпринимателей с онлайн-стажем, для новичков, рвущихся в сеть… Несмотря на общность структуры докладов (от создания до продвижения), ориентированы они были на разные группы лиц.
Конспект конференции
Алексей Басов, вице-президент и директор по рекламным сервисам Mail.ru Group. Его доклад был посвящен вопросам, связанным с секретами успеха и причинами неудач Интернет-проектов. Сам доклад рассказывал скорее о том, кому как делать не надо и почему.
- Ловушка предпринимателей — в том, что они говорят, что офлайн сложен, а онлайн легок. Это заблуждение. Онлайн требует инновационности и гибкости. «По ходу» в этом бизнесе разобраться очень сложно.
- В 2002 году мы построили «Бегун» за 30 тысяч долларов. Сейчас планка входа очень высока — несколько миллионов.
- Сегодня кажется, что можно обогатиться очень быстро. Сделать прототип, провести рекламную кампанию — и отдыхать; но это, конечно же, не так.
- Очень многие идеи в стартапах просто никому не нужны, поэтому они не являются бизнесом.
- Если ты не знаешь аудиторию, лучше не влезать — даже с кучей инсайдеров. Все продукты и компании делаются для СЕБЯ.
- Мы все должны быть готовы менять свой продукт и фокусироваться на рынке, а не на начальной идее.
- Коллегиальность в управлении дает положительные результаты, только если все в команде равны.
- Надо найти инвестора, который может отличить провал от успеха.
- Работать на деньги инвестора проще и легче, чем на свои собственные. Я всем это советую.
- Рассчитывать на путь монетизации по «Freemium»-модели стоит, но на нее нельзя рассчитывать на старте.
- Не стоит забывать о гигантах. Большие компании выедают все ниши, забирая жизненное пространство у маленьких компаний.
- «Долина смерти» неизбежна для любой компании. Она приходит через пол-полтора года после старта.
Павел Черкашин, ex-Microsoft, ex-Adobe, бизнес-ангел. Один из лучших докладов конференции. Павел четко рассказал, как стартаперу построить свою бизнес-модель и не наделать ошибок.
- Зарисуйте свою бизнес-модель на листочке. Это очень помогает ее понять.
- Начните с зарисовки клиента, определите, кто он. Второй вопрос — как вы можете помочь клиенту решить его проблему. Третий шаг — инвентаризация ресурсов.
- Надо найти конкурентное преимущество; особенно это важно при поиске инвестора.
- Бизнес-модель проверяется не раз и не два. К этому надо быть готовым.
- «Охота на слона» — это поиск одного крупного клиента, которому вы себя продаете.
- Еще одна бизнес-модель — поиск уникального пути дистрибуции. Продукт при этом может ничем не отличаться.
- Думайте про скорость роста и про скорость старта. Выбирайте, что для вас важнее.
- На рекламном рынке цена продажи может доходить до 90%.
- Есть очень сложные бизнес-модели (например, в игровой индустрии или в производстве фильмов).
- Стартаперы часто совершают ошибки в расчете скорости роста продаж.
Аркадий Морейнис, руководитель Главстарт. Его доклад был также очень практичным, так как касался темы получения денег. Он вызвал одну из самых долгих серий вопросов и ответов. Отчасти это было связано с тем, что следующий докладчик Антон Носик прогулял мероприятие.
- Инвесторы обычно дают деньги тому, кому они не очень нужны. Как правило, деньги дают тем, кто может все сделать все сам.
- Первый этап — рождение нового проекта. Второй этап — рост. Третья стадия — развитие и масштабирование.
- Цель бизнеса не в том, чтобы получить инвестиции. Цель стартапа — построить бизнес. Цель бизнеса — получить прибыль.
- На разработку продукта инвестор денег не дает.
- Вопрос, который надо задавать себе: «Я хочу сделать что-то, что позволит мне заработать денег. Это возможно?».
- В процессе запуска стартапа надо ответить на вопрос, осознают ли люди потребность в решении своей проблемы.
- Все деньги, который дает инвестор, уходят в разработку.
- Если вы не знаете преимущества своего продукта, то вас нет.
- «Продукт» не равно «продажа», «продукт» не равно «бизнес».
- Инвестор — это не тот человек, который за вас решает ваши проблемы и отвечает на ваши вопросы.
- Часть допущений надо проверять даже без продукта.
- Пользователю в 99% случаев нужно совсем не то, что вы ему предлагали.
- Деньги дают не на разработку продукта, а на эксперимент с бизнес-моделью.
- Я устал от десятков и сотен продуктов с одинаковой идеей.
- Если у вас нет команды, вам никто не даст денег.
Михаил Сливинский, руководитель отдела поисковой аналитики Wikimart. Его доклад посвящался вопросам SEO-политики и SEO-продвижения. Доклад был очень полезен для понимания общей картинки того, как надо делать. В тоже время если слушатели хотели узнать места, в которых надо закупать ссылочки, то этого не произошло.
- Задумайтесь, зачем вам SEO. Если у вас новый бизнес — попробуйте контекстную рекламу.
- Контекстная реклама позволяет быстро тестировать то, что в SEO вы поймете через три месяца и израсходовав большой бюджет.
- Хорошее SEO повышает качество сайта.
- SEO — часть маркетинга. Поэтому SEO-шник может, например, выставлять требования к линейке товаров.
- SEO не начинается запросом и не заканчивается переходом на сайт из поиска. Ситуация изменилась — и уже давно.
- Гарантии в SEO — это миф. Никто и никогда не сможет вам дать никаких гарантий. Отсутствие гарантий — это хорошо.